По результатам экспертизы Проекта бюджета Контрольно-счетная палата сделала выводы и дала предложения.
Выводы:
- Проверкой соблюдения сроков внесения Проекта бюджета на рассмотрение представительным органом муниципального образования, предусмотренных ст.185 БК РФ, нарушений не установлено.
- Проект бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов направлен в КСП Ленинского городского округа представительным органом Ленинского городского округа 15.11.2022 (письмо от 15.11.2022 № 346 исх).
- Проект опубликован в газете «Видновские вести» 18.11.2022 и размещен на сайте администрации Ленинского городского округа Московской области www.adm-vidnoe.ru в разделе «Бюджет и финансы» 15.11.2022.
- Одновременно с Проектом были представлены документы и материалы в соответствии ст. 184.2 БК РФ, ст.25 Положения о бюджетном процессе. Проектом не предусматривается распределение межбюджетных трансфертов из бюджета Ленинского городского округа в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
- При составлении Проекта соблюдены принципы бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные ст.28 БК РФ.
- Требования ст.169, 172 БК РФ при составлении Проекта соблюдены. Составление Проекта основано на: основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики, прогнозе социально-экономического развития, муниципальных программах.
- В соответствии с п.3 ст.173 БК РФ Прогноз социально-экономического развития одобрен администрацией Ленинского городского округа (постановление администрации Ленинского городского округа от 10.11.2022 № 4882 «О прогнозе социально-экономического развития Ленинского городского округа на 2023 год и на период до 2025 года»).
- Требования п.1 ст.173 БК РФ в части составления прогноза социально-экономического развития городского округа на 2023 год и плановый период до 2025 года на период не менее трех лет соблюдены.
- В пояснительной записке к Прогнозу социально-экономического развития в качестве обоснования изменений параметров прогноза указывается общая экономическая ситуация, конкретизация причин и факторов изменений по отдельным показателям прогноза не приводится.
- В соответствии с п.4 ст.169 БК РФ Проект утверждается сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.
- Представленный для проведения экспертизы проект бюджета Ленинского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов соответствует требованиям действующего бюджетного и налогового законодательства и содержит основные характеристики бюджета, предусмотренные ст.184.1 БК РФ:
На 2023 год:
- общий объем доходов бюджета Ленинского городского округа Московской области в сумме 16 213 741,3 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 9 641 276,8 тыс. рублей;
- общий объем расходов бюджета Ленинского городского округа Московской области в сумме 16 325 876,1 тыс. рублей;
- дефицит в сумме 112 134,8 тыс. рублей.
На 2024 год:
- общий объем доходов бюджета Ленинского городского округа Московской области в сумме 16 521 272,3 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 10 039 513,9 тыс. рублей;
- общий объем расходов бюджета – 16 521 272,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 165 000,0 тыс. рублей.
На 2025 год:
- общий объем доходов бюджета Ленинского городского округа Московской области в сумме 14 028 921,8 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 6 802 905,5 тыс. рублей;
- общий объем расходов бюджета – 14 028 921,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 365 000,0 тыс. рублей.
Бюджет Ленинского городского округа Московской области на плановый период 2024-2025 годов разработан без дефицита (профицита).
В соответствии со ст.33 БК РФ при составлении бюджета на плановый период 2024-2025 годов соблюдался принцип сбалансированности бюджета.
Основные характеристики бюджета Ленинского городского округа 2023 года относительно характеристик бюджета Ленинского городского округа 2022 года:
- по доходам увеличены на 9,3% без учета безвозмездных поступлений из бюджетов другого уровня;
- по расходам увеличены на 5,8%;
- безвозмездные поступления из бюджетов другого уровня увеличены на 26,0%.
- Дефицит бюджета Ленинского городского округа на 2023 год определен в объеме 112 134,8 тыс. рублей, что соответствует требованиям п.3 ст.92.1 БК РФ, согласно которому дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Ленинского округа на 2023 год установлены - изменение остатков средств на счете по учету средств бюджетов.
13. Доходы бюджета Ленинского городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сформированы с соблюдением положений ст.20, 41, 42, 46, 47, 47.1, 56, 57, 61, 62, 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2022 № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)».
- Планируемые доходы бюджета Ленинского городского округа на 2023 год выше бюджетных назначений 2022 года на 2 548 644,6 тыс. рублей или на 18,7%.
Увеличение доходов бюджета в 2023 году складывается из:
- увеличения налоговых доходов на 702 640,2 тыс. рублей или на 13,0%;
- снижения неналоговых доходов в сумме 141 355,2 тыс. рублей или на 23,5%;
- увеличения безвозмездных поступлений на 1 987 359,5 тыс. рублей или на 26,0%.
В 2024 году планируется увеличение доходов относительно 2023 года на 307 531,0 тыс. рублей или на 1,9%, в 2025 году - уменьшение доходов относительно 2024 года на 2 496 350,5 тыс. рублей или на 15,1%.
- Налоговые доходы на 2023 год планируются в сумме 6 112 304,0 тыс. рублей, относительно ожидаемого исполнения налоговых доходов 2022 года (5 624 762,2 тыс. рублей) в 2023 году прогнозируется увеличение налоговых поступлений на 8,7%, в том числе:
- увеличения налога на доходы физических лиц на 41 292,0 тыс. рублей или на 1,8%;
- увеличения налогов на товары (работы, услуги) на 5 090,2 тыс. рублей или на 17,8%;
- увеличения налога на совокупный доход на 468 723,6 тыс. рублей или на 33,1%;
- снижения налога на имущество на 9 062,0 тыс. рублей или на 0,5%;
- увеличения государственной пошлины на 1 498,0 тыс. рублей или на 3,4%.
- Неналоговые доходы на 2023 год планируются в сумме 460 160,5 тыс. рублей с уменьшением относительно ожидаемого исполнения 2022 года (602 264,0 тыс. рублей) на 142 103,5 тыс. рублей или на 23,6%.
Наибольшую долю в структуре неналоговых доходов составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (66,7%), доходы от продажи материальных и нематериальных активов (27,7%).
- Безвозмездные поступления на 2023 год планируются в сумме 9 641 276,8 тыс. рублей и увеличиваются по сравнению с бюджетными назначениями 2022 года (7 653 917,3 тыс. рублей) на 1 987 359,5 тыс. рублей или на 26,0%. Относительно ожидаемого исполнения 2022 года (7 586 627,5 тыс. рублей) увеличение составляет 2 054 649,3 тыс. рублей или 27,1%.
- Проверкой соответствия планируемых безвозмездных поступлений в бюджет Ленинского городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов Закону о бюджете Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов отклонений не установлено.
- Наибольший процент расходов бюджета на 2023 год приходится на разделы «Образование» (62,5 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (13,1 %), «Общегосударственные вопросы» (10,4 %) и «Национальная экономика» (6,9 %).
Наибольший процент расходов бюджета на 2024-2025 годы приходится на разделы «Образование» (2024 год – 69,8%, 2025 год – 60,0%), «Общегосударственные вопросы» (2024 год – 8,0%, 2025 год – 10,2%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (2024 год – 11,7%, 2025 год – 15,5%).
- КСП Ленинского городского округа отмечает, что при планировании расходов на создание парковок (парковочных мест), на установку дорожных знаков, нанесение разметки на проезжую часть, на установку и ремонт искусственных дорожных неровностей (ИДН), на ремонт, замену и модернизацию детских игровых площадок, на ремонт (перепланировку) помещений, вновь создаваемые площадки, благоустройство территории необходимо строго следовать отнесению объектов к нефинансовым активам (далее – НФА) либо на увеличение стоимости существующих объектов НФА, производя оплату расходов вновь созданных объектов НФА или расходов, увеличивающих стоимость существующих НФА, соблюдая требования приказа Министерства финансов Российской Федерации «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (в действующей редакции).
- КСП Ленинского городского округа указывает на необходимость отнесения расходов, предусмотренных на аренду нежилых помещений для размещения производственной базы, на расходы, связанные с выполнением муниципального задания бюджетным учреждением МБУ «ДорСервис», МБУ «Благоустройство» в соответствии с Порядком определения нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями Ленинского городского округа Московской области муниципальных услуг (выполнения работ), применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) муниципальными учреждением, утвержденным постановлением администрации Ленинского городского округа Московской области от 05.10.2020 № 2143.
- Согласно статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, порядок формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями должен определять правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания, включая расчет и утверждение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ. При этом в Порядке определения нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями Ленинского городского округа Московской области муниципальных услуг (выполнения работ), применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) муниципальными учреждением, утвержденном постановлением администрации Ленинского городского округа от 05.10.2020 № 2143, вышеуказанные нормы отсутствуют.
КСП Ленинского городского округа отмечает, что субсидии на выполнение муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям рассчитывались исходя из проектов нормативных затрат и проектов муниципальных заданий с учетом объемных показателей работ (услуг) и видов работ (услуг) по разделам бюджета (муниципальным программам).
- КСП Ленинского городского округа отмечает, что формирование начально-максимальной цены предмета закупки (в частности, строительно-монтажных работ по ремонту здания с использованием материалов подрядчика) должно исходить из адекватного и исчерпывающего сметного расчета, предусматривающего весь спектр необходимых работ.
- В разделе 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» в рамках обеспечивающей подпрограммы муниципальной программы «Управление имуществом и муниципальными финансами» на 2023 год предусмотрены расходы в сумме 11 839,4 тыс. рублей – на осуществление муниципальных услуг «Согласование размещения средств информационного оформления - Прием и рассмотрение заявлений и представленной документации» и «Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений - Прием и рассмотрение заявлений и представленной документации», которые входят в проект муниципального задания МБУ «ДорСервис» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
В соответствии с частью 5.8 и частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) полномочия в сфере наружной рекламы по утверждению схем размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и/или эксплуатируемых в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек; принятию решения об аннулировании разрешений, по основаниям, установленным Законом о рекламе, а также право обращаться в суд с иском о признании ранее предоставлены органам местного самоуправления.
Для реализации некоторых своих функций структуры органов власти создают соответствующие казённые учреждения. Главные отличительные характеристики казенного учреждения приведены в БК РФ (статья 6). Цель его создания – оказание государственных или муниципальных услуг. Финансирование производится на основании бюджетной сметы за счет средств федерального или местного бюджета.
Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, является получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) (ст. 6 БК РФ).
КСП Ленинского городского округа отмечает, что МБУ «ДорСервис» не является казённым учреждением и осуществлять полномочия органов местного самоуправления не может.
- Проектом запланированы условно утверждаемые расходы на плановый период в объеме: 2024 год – 165 000,0 тыс. рублей (не менее 2,5 % общего объема расходов бюджета без учета расходов, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ), 2025 год – 365 000,0 тыс. рублей (не менее 5,0 % общего объема расходов бюджета без учета расходов, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ), что соответствует ч. 3 ст.184.1 БК РФ.
- Формирование и ведение реестра расходных обязательств Ленинского городского округа осуществляется Финансово-экономическим управлением администрации Ленинского городского округа в электронном виде в подсистеме бюджетного планирования расходов с выполнением контроля над данными из бюджетной росписи и сводной бюджетной росписи в подсистеме исполнения бюджета Московской области, бюджетов муниципальных образований Московской области государственной информационной системы «Региональный электронный бюджет Московской области».
- В соответствии с ч.2 ст.179 БК РФ Проектом предусмотрено утверждение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение муниципальных программ.
Расходы бюджета Ленинского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов сформированы в рамках 19 муниципальных программ Ленинского городского округа в соответствии с Перечнем муниципальных программ Ленинского городского округа Московской области, утвержденным постановлением администрации Ленинского городского округа от 14.10.2022 № 4437. Действие муниципальных программ, утвержденных Постановлением № 4437, начинается с 01.01.2023.
На основании ст.179 БК РФ и п.34 Порядка разработки и реализации муниципальных программ Ленинского городского округа Московской области, утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от 14.10.2022 № 4438, программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
КСП Ленинского городского округа отмечает, что внесение изменений (переутверждение) муниципальных программ в различные сроки создает предпосылки для отсутствия взаимной увязки муниципальных программ с решениями о бюджете.
- Проектом на 2023 год и плановый период предусматривается финансирование 18 муниципальных программ. Финансирование муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» согласно представленному Проекту, не предусмотрено.
- Общий объем финансовых средств, направляемых на реализацию муниципальных программ, устанавливается в размере 15 804 540,6 тыс. рублей и составляет 96,8% от общего объема планируемых расходов бюджета (16 325 876,1 тыс. рублей).
- Объем расходов бюджета Ленинского городского округа, предусмотренный на реализацию муниципальных программ Ленинского городского округа на 2024 год, составляет 16 190 597,3 тыс. рублей, на 2025 год составляет 13 411 196,0 тыс. рублей.
- В соответствии со ст.81 БК РФ Проектом установлен резервный фонд администрации Ленинского городского округа Московской области на 2023 год в размере 10 000,0 тыс. рублей, на 2024 год установлен в размере 10 000,0 тыс. рублей, на 2025 год – 10 000,0 тыс. рублей, что в соответствии с требованиями ч.3 указанной ст. не превышает 3% общего объема расходов.
- Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Проекта, предусмотрен в соответствии с Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного Фонда Ленинского городского округа Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Ленинского городского округа от 21.10.2020 № 16/3 «О создании Дорожного фонда Ленинского городского округа Московской области». В расходах бюджета Ленинского городского округа предусмотрены бюджетные ассигнования на формирование Дорожного фонда на 2023 год в размере – 558 343,3 тыс. рублей, на 2024 год в размере – 433 197,3 тыс. рублей, на 2025 год в размере – 554 935,3 тыс. рублей, что соответствует требованиям п.5 ст.179.4 БК РФ.
- Верхний предел объема муниципального долга Ленинского городского округа по состоянию на 01.01.2024, на 01.01.2025, на 01.01.2026 составит 0,0 тыс. рублей и не превысит предельного значения, установленного БК РФ.
- Предельный объем муниципального долга Ленинского городского округа Московской области устанавливается на 2023 год в размере 0,0 тыс. рублей. На плановый период 2024 и 2025 годов предельный объем муниципального долга Проектом не предусмотрен.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных гарантий Ленинского городского округа по возможным гарантийным случаям в 2023 году составляет 0,0 тыс. рублей.
- Предельный объем муниципальных заимствований Ленинского городского округа в течение: 2023 года в размере 0,0 тыс. рублей, 2024 года в размере 0,0 тыс. рублей, 2025 года в размере 0,0 тыс. рублей.
- Объем расходов на обслуживание муниципального долга: в 2023 году в сумме 0,0 тыс. рублей, в 2024 году в сумме 0,0 тыс. рублей, в 2025 году в сумме 0,0 тыс. рублей.
- При проверке текстовых статей Проекта нарушений не установлено.
Предложения:
- Продолжать работу по укреплению собственного налогового и неналогового потенциала, осуществлять более качественное администрирование доходов всеми участниками бюджетного процесса.
- Планировать расходы бюджетных ассигнований в строгом соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (в действующей редакции).
- Планировать расходы, предусмотренные на аренду нежилых помещений в соответствии с Порядком определения нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями Ленинского городского округа Московской области муниципальных услуг (выполнения работ), применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) муниципальными учреждением, утвержденным постановлением администрации Ленинского городского округа Московской области от 05.10.2020 № 2143.
- Проверить и в случае наличия расхождений с суммами расходов бюджета, отраженными в приложении № 5 к Проекту бюджета, привести в соответствие с решением о бюджете Ленинского городского округа на очередной финансовый год и на плановый период утвержденные постановлениями администрации Ленинского городского округа показатели по финансовому обеспечению на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов муниципальных программ не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу, согласно пункту 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 34 Порядка разработки и реализации муниципальных программ Ленинского городского округа Московской области, утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от 14.10.2022 № 4438.
- Осуществлять контроль за формированием начально-максимальной цены предмета закупки (в частности, строительно-монтажных работ по ремонту здания с использованием материалов подрядчика) в целях обеспечения адекватного и исчерпывающего сметного расчета, предусматривающего весь спектр необходимых работ.
- Привести муниципальные задания бюджетных учреждений (МБУ) в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации, исключив передачу полномочий органов местного самоуправления муниципальным бюджетным учреждениям.
Обязать главных распорядителей бюджетных средств продолжить целенаправленную работу по совершенствованию планирования р