12 декабря 2023 года в 11.00 часов в зале заседаний Администрации Ленинского
городского округа Председатель Контрольно-счетной палаты Ленинского городского
округа Егорова Елена Викторовна выступила на публичных слушаниях по заключению
на Проект бюджета Ленинского городского округа Московской области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов.
Выступление
председателя Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа по
заключению на Проект бюджета Ленинского городского округа Московской
области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением
«О бюджетном процессе в Ленинском городском округе», Федеральным законом
«Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» № 6-ФЗ,
Контрольно-счетной палатой Ленинского городского округа была проведена
экспертиза «Проекта бюджета Ленинского городского округа на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов».
1. Проверкой соблюдения сроков внесения Проекта бюджета на рассмотрение
представительным органом муниципального образования, предусмотренных ст.185
БК РФ, нарушений не установлено.
2. При составлении Проекта соблюдены принципы бюджетной системы
Российской Федерации, предусмотренные ст.28 БК РФ.
3. Требования ст.169, 172 БК РФ при составлении Проекта соблюдены.
Составление Проекта основано на: основных направлениях бюджетной политики и
основных направлениях налоговой политики, прогнозе социально-экономического
развития, муниципальных программах.
4. В соответствии с п.3 ст.173 БК РФ Прогноз социально-экономического
развития одобрен администрацией Ленинского городского округа (постановление
администрации Ленинского городского округа от 13.11.2023 № 5068 «О прогнозе
социально-экономического развития Ленинского городского округа на 2024 год и на
период до 2026 года»).
5. Требования п.1 ст.173 БК РФ в части составления прогноза социально-
экономического развития городского округа на 2024 год и плановый период до 2026
года на период не менее трех лет соблюдены.
6. Сравнительный анализ показателей прогнозов социально-экономического
развития на 2023-2025 годы и 2024-2026 годы показал, что большинство показателей
прогноза на 2024-2026 годы имеют отклонения от показателей прогноза 2023-2025
годов.
Наибольшее отклонение в сторону увеличения имеют показатели «Численность
постоянного населения», «Инвестиции в основной капитал». Значительно в сторону
снижения изменился показатель «Оборот розничной торговли».
Оценить динамику значений показателей «Количество дошкольных
образовательных муниципальных организаций», «Количество
общеобразовательных муниципальных организаций», «Протяженность
автомобильных дорог общего пользования», «Объем работ, выполненных по виду
экономической деятельности «Строительство», не представляется возможным в
связи с отсутствием информации о вышеуказанных показателях в Прогнозе
социально-экономического развития на 2024-2026 годы.
7. Представленный для проведения экспертизы проект бюджета Ленинского
городского округа на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов соответствует
требованиям действующего бюджетного и налогового законодательства и содержит
основные характеристики бюджета, предусмотренные ст.184.1 БК РФ:
На 2024 год:
- общий объем доходов бюджета Ленинского городского округа Московской
области в сумме 17,04 млрд. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов,
получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в
сумме 9,5 млрд. рублей;
- общий объем расходов бюджета Ленинского городского округа Московской
области в сумме 17,7 млрд. рублей;
- дефицит в сумме 694,3 млн. рублей.
На 2025 год бюджет сбалансирован:
- общий объем доходов бюджета Ленинского городского округа Московской
области в сумме 17,3 млрд. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов,
получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в
сумме 8,8 млрд. рублей;
- общий объем расходов бюджета – 17,3 млрд. рублей, в том числе условно
утвержденные расходы в сумме 220,0 млн. рублей.
На 2026 год:
- общий объем доходов бюджета Ленинского городского округа Московской
области в сумме 17,9 млрд. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов,
получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в
сумме 8,4 млрд. рублей;
- общий объем расходов бюджета – 17,3 млрд. рублей, в том числе условно
утвержденные расходы в сумме 460,0 млн. рублей.
- профицит в сумме 650,0 млн. рублей.
3. Основные характеристики бюджета Ленинского городского округа 2024 года
относительно характеристик бюджета Ленинского городского округа 2023 года:
• по налоговым и неналоговым доходам увеличены на 11% без учета
безвозмездных поступлений из бюджетов другого уровня;
• по расходам уменьшены на 5,8%;
• по безвозмездным поступлениям уменьшены на 5,4%.
4. Дефицит бюджета Ленинского городского округа на 2024 год определен в
объеме 694,3 млн. рублей, что соответствует требованиям п.3 ст.92.1 БК РФ,
согласно которому дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов
утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета
утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых
доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Ленинского
округа на 2024 год установлены - изменение остатков средств на счете по учету
средств бюджетов и кредиты кредитных организаций.
На погашение дефицита планируется направить прогнозируемый остаток
средств на начало 2024 года в сумме 344 294,0 тыс. рублей и кредитные ресурсы в
сумме 350 000,0 тыс. рублей.
Кроме того, 300 000,0 тыс. рублей планируется привлечь на погашение кредита
2023 года.
Таким образом, общая сумма заимствования в 2024 году составит 650 000,0 тыс.
рублей.
Расходы на обслуживание муниципального долга, предусмотренные Проектом
бюджета Ленинского городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026
годы, составляют, соответственно:
- на 2024 год – 66 250,0 тыс. рублей;
- на 2025 год – 97 500,0 тыс. рублей;
- на 2026 год – 48 750,0 тыс. рублей.
5. Проверкой соответствия отраженных в Проекте безвозмездных поступлений
Проекту Закона о бюджете Московской области на 2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годы установлено:
- перечень субвенций из бюджета Московской области бюджету Ленинского
городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годы,
предусмотренный приложением № 6 к Проекту, соответствует Проекту Закона о
бюджете Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годы;
- перечень субсидий из бюджета Московской области бюджету Ленинского
городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годы,
предусмотренный приложением № 7 к Проекту, не содержит отдельных субсидий,
предусмотренных Проектом Закона о бюджете Московской области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годы.
6. Наибольший объем расходов бюджета на 2024 год приходится на разделы
«Образование» - 11,2 млрд. рублей (63,3%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» -
3,1 млрд. рублей (17,4%), «Общегосударственные вопросы» - 1,3 млрд. рублей (7,5%)
и «Национальная экономика» - 0,8 млрд. рублей (4,5%).
Наибольший процент расходов бюджета на 2025-2026 годы приходится на
разделы;
- «Образование» (2025 год – 58,5%, 2026 год – 53,6%);
- «Жилищно-коммунальное хозяйство» (2025 год – 21,3%, 2026 год – 25,8%);
- «Общегосударственные вопросы» (2025 год – 7,6%, 2026 год – 8,1%).
Расходы подразделу 0503 «Благоустройство», планируемые на 2024 год в сумме
2,6 млрд. рублей, увеличиваются относительно утвержденных расходов по данному
подразделу 2023 года (2,0 млрд. рублей) на 611,3 млн. рублей, что составляет 30,1%,
в пояснительной записке к Проекту не содержатся сведения о приросте объемных
показателей.
7. Проектом запланированы условно утверждаемые расходы на плановый
период в объеме: 2025 год – 220,0 млн. рублей (не менее 2,5 % общего объема
расходов бюджета без учета расходов, предусмотренных за счет межбюджетных
трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ), 2026 год – 460,0 млн.
рублей (не менее 5,0 % общего объема расходов бюджета без учета расходов,
предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов
бюджетной системы РФ), что соответствует ч. 3 ст.184.1 БК РФ.
В соответствии со ст.81 БК РФ Проектом установлен резервный фонд
администрации Ленинского городского округа Московской области на 2024 в
размере 2,0 млн. рублей, на 2025 год и на 2026 год установлен в размере 1,0 млн.
рублей, что в соответствии с требованиями ч.3 указанной ст. не превышает 3%
общего объема расходов.
8. Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Проекта, предусмотрен в
соответствии с Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований
Дорожного Фонда Ленинского городского округа Московской области.
В расходах бюджета Ленинского городского округа предусмотрены бюджетные
ассигнования на формирование Дорожного фонда на 2024 год в размере – 663,3 млн.
рублей, на 2025 год в размере – 625,6 млн. рублей, на 2026 год в размере – 700,5 млн.
рублей, что соответствует требованиям п.5 ст.179.4 БК РФ.
9. В соответствии с ч.2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ Проектом
предусмотрено утверждение объема бюджетных ассигнований на финансовое
обеспечение муниципальных программ.
Расходы бюджета Ленинского городского округа на 2024 год и плановый
период 2025 и 2026 годов сформированы в рамках 19 муниципальных программ
Ленинского городского округа в соответствии с Перечнем муниципальных программ
Ленинского городского округа Московской области, утвержденным постановлением
администрации Ленинского городского округа от 15.11.2023 № 5140 (далее -
Постановление № 5140).
Общий объем финансовых средств, направляемых на реализацию
муниципальных программ, устанавливается в размере 17,8 млрд. рублей и составляет
99,6% от общего объема планируемых расходов бюджета (17,7 млрд. рублей), на
2025 год составляет 17,0 млрд. рублей, на 2026 год составляет 16,7 млрд. рублей.
Финансовое обеспечение на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов,
отраженное в паспорте (проекте) муниципальной программы «Развитие и
функционирование дорожно-транспортного комплекса», утвержденной
постановлением администрации Ленинского городского округа Московской области
от 01.11.2022 № 4755, не соответствует расходам бюджета, отраженным в
приложении № 5 к Проекту бюджета.
Перечень муниципальных заказчиков, указанных в паспорте (проекте)
муниципальной программы «Социальная защита населения», утвержденной
постановлением администрации Ленинского городского округа Московской области
от 01.11.2022 № 4739, не соответствует Постановлению № 5140.
Наименования муниципальных заказчиков, указанных в паспорте (проекте)
муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства», утвержденной
постановлением администрации Ленинского городского округа Московской области
от 01.11.2022 № 4764, не тождественны наименованиям муниципальных заказчиков,
указанных в Постановлении № 5140.
На основании ст.179 БК РФ программы подлежат приведению в соответствие с
законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в
силу.
КСП Ленинского городского округа отмечает, что внесение изменений
(переутверждение) муниципальных программ в различные сроки создает
предпосылки для отсутствия взаимной увязки муниципальных программ с
решениями о бюджете.
10. В Проекте бюджета на 2024 год расходы на финансовое обеспечение
выполнения муниципального задания МБУ «АвтоГрад» заявлены в сумме 3,1 млн.
рублей (раздел бюджета 0501 «Жилищное хозяйство»), что, согласно
представленным МБУ «АвтоГрад» расчетам, соответствует расходам на финансовое
обеспечение муниципального задания только на 1-й квартал 2024 года (с января по
март 2024 года), что не соответствует сроку формирования бюджета Ленинского
городского округа, а именно: бюджет формируется на 3 года – на очередной
финансовый 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
В Проекте бюджета расходы на финансовое обеспечение выполнения
муниципального задания МБУ «АвтоГрад» заявлены в сумме по 3,1 млн. рублей как
на 2024 год, так и на плановый период 2025 и 2026 годов, что не соответствует
расходам на финансовое обеспечение муниципального задания на 2025, 2026 годы.
В нарушение п.3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федарации и п.5
Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг
(выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений Ленинского
городского округа и финансового обеспечения выполнения муниципального
задания, утвержденного постановлением администрации Ленинского городского
округа Московской области от 06.12.2022 № 5323 (в действующей редакции), (далее
– Порядок формирования МЗ), муниципальное задание МБУ «АвтоГрад»
сформировано только на первый квартал 2024 года и на 2025 и 2026 годы, а не на
весь 2024 год и плановый период.
Утвержденные нормативные затраты (проекты нормативных затрат) в
обоснование суммы субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания
МБУ «АвтоГрад» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, необходимые
для формирования Проекта бюджета, отсутствуют, в нарушение п.14 Порядка
формирования МЗ.
11. В разделе 05.05 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального
хозяйства» в рамках обеспечивающей подпрограммы муниципальной программы
«Управление имуществом и муниципальными финансами» на 2024 год
предусмотрены расходы в сумме 13,1 млн. рублей – на осуществление
муниципальных услуг «Согласование размещения средств информационного
оформления - Прием и рассмотрение заявлений и представленной документации» и
«Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений - Прием и
рассмотрение заявлений и представленной документации», которые входят в проект
муниципального задания МБУ «ДорСервис» на 2024 год и плановый период 2025 и
2026 годов, что противоречит пункту 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса
Российской Федерации, части 5.8 и части 9 статьи 19 Федерального закона от
13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
12. Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ (в действующей редакции) «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных
дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и
обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных
дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150,
установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении
автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом
местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и
осуществления дорожной деятельности. Таким образом, паспортизация
автомобильных дорог местного значения, расположенных в границах
муниципального образования, относится к полномочиям администрации
муниципального образования.
В Проекте бюджета в разделе 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» в
составе затрат на выполнение муниципальных работ, оказываемых МБУ
«ДорСервис», для расчёта нормативных затрат на 2024 год содержатся расходы на
паспортизацию дорог в сумме 6,0 млн. рублей.
Во избежание создания угрозы риска нецелевого расходования средств
местного бюджета эти расходы должны быть предусмотрены в смете органа
местного самоуправления (администрации Ленинского городского округа) или
казённого учреждения.
13. При проверке текстовых статей Проекта нарушений не установлено.
Предложения:
1. Продолжать работу по укреплению собственного налогового и неналогового
потенциала, осуществлять более качественное администрирование доходов всеми
участниками бюджетного процесса.
2. Планировать расходы бюджетных ассигнований в строгом соответствии с
приказом Министерства финансов Российской Федерации «О Порядке
формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской
Федерации, их структуре и принципах назначения» (в действующей редакции).
3. Привести в соответствие с решением о бюджете Ленинского городского
округа на очередной финансовый год и на плановый период муниципальные
программы в силу п.2 ст.179 БК РФ, п.34 Порядка разработки и реализации
муниципальных программ Ленинского городского округа Московской области,
утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от
20.01.2023 № 146.
4. Осуществлять контроль за формированием начально-максимальной цены
предмета закупки (в частности, строительно-монтажных работ по ремонту здания с
использованием материалов подрядчика) в целях обеспечения адекватного и
исчерпывающего сметного расчета, предусматривающего весь спектр необходимых
работ.
5. Привести муниципальные задания бюджетных учреждений (МБУ) в
соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации,
исключив передачу полномочий органов местного самоуправления муниципальным
бюджетным учреждениям.
6. Учредителю муниципальных учреждений организовать выполнение работ
(оказание услуг) с единым подходом к формированию цены работы без разделения
ее на части целого, чтобы избежать формирования риска нарушения ч.3 ст.15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в
действующей редакции), который неизбежно возникнет при выполнении части
работы в рамках муниципального задания бюджетным учреждением, а другой,
возможно, территориальной части аналогичной работы (услуги) через закупку у
сторонних поставщиков.
7. Главным распорядителям и получателям бюджетных средств не допускать
нецелевого расходования средств субсидий на финансовое обеспечение
муниципальных заданий бюджетных учреждений в результате ошибочно
запланированных расходов в составе стоимости муниципальных работ при расчёте
объема финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий в
нормативных затратах, связанных с выполнением работ.
8. Не допускать отсутствия в МБУ «Автоград» муниципального задания в 2024
году (с апреля по декабрь) и обеспечить финансирование муниципального задания
на плановый период 2025, 2026 годов в соответствии с утвержденным
муниципальным заданием бюджетного учреждения в соответствующих периодах.
9. Дополнить Порядок формирования муниципального задания на оказание
муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных
учреждений Ленинского городского округа и финансового обеспечения выполнения
муниципального задания, утвержденный постановлением администрации
Ленинского городского округа Московской области от 06.12.2022 № 5323, сроками
расчета и утверждения нормативных затрат на оказание государственных
(муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание
государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним,
а также нормативных затрат на выполнение работ, в соответствии с пунктом 5 статьи
69.2 «Государственное (муниципальное) задание» Бюджетного кодекса Российской
Федерации.

Выступление Председателя Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа Елены Викторовны Егоровой на рабочей встрече с главными распорядителями бюджетных средств Ленинского городского округа Московской области и их подведомственными организациями по вопросам профилактики нарушений, выявляемых Контрольно-счетными органами Московской области, которая состоялась 14 ноября 2023 года.