03 декабря 2024 года в администрации Ленинского городского округа состоялось заседание Комиссии по вопросам местного самоуправления, бюджета и налоговой политики, экономики, нормотворческой деятельности, этики по проекту бюджета Ленинского городского округа Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, в котором приняла участие председатель Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа Московской области Егорова Елена Викторовна. В ходе заседания, Егорова Елена Викторовна выступила с заключением по следующим показателям:
Проверкой соблюдения сроков внесения Проекта бюджета на рассмотрение представительным органом муниципального образования, предусмотренных ст.185 БК РФ, нарушений не установлено.
Проект бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов направлен в КСП Ленинского городского округа представительным органом Ленинского городского округа 14.11.2024 (письмо от 14.11.2023 № 318-исх).
Проект размещен на сайте администрации Ленинского городского округа Московской области www.adm-vidnoe.ru в разделе «Экономика/Бюджет и финансы/Проекты НПА, разработанные Финансовым управлением» 14.11.2024.
Одновременно с Проектом были представлены документы и материалы в соответствии ст.184.2 БК РФ, ст.25 Положения о бюджетном процессе. Проектом не предусматривается распределение межбюджетных трансфертов из бюджета Ленинского городского округа в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
При составлении Проекта соблюдены принципы бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные ст.28 БК РФ.
Требования ст.169, 172 БК РФ при составлении Проекта соблюдены. Составление Проекта основано на: основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики, прогнозе социально-экономического развития, муниципальных программах.
В соответствии с п.3 ст.173 БК РФ Прогноз социально-экономического развития одобрен администрацией Ленинского городского округа (постановление администрации Ленинского городского округа от 08.11.2024 № 2382 «О прогнозе социально-экономического развития Ленинского городского округа на 2025 год и на период до 2027 года»).
Требования п.1 ст.173 БК РФ в части составления прогноза социально-экономического развития городского округа на 2025 год и плановый период до 2027 года на период не менее трех лет соблюдены.
Сравнительный анализ показателей прогнозов социально-экономического развития на 2024-2026 годы и 2025-2027 годы показал, что показатели прогноза на 2025-2027 годы имеют отклонения от показателей прогноза 2024-2026 годов. Наиболее существенное отклонение в сторону увеличения имеют показатели «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами», «Количество созданных рабочих мест», «Фонд начисленной заработной платы всех работников», «Оборот розничной торговли». Значительно снизилось значение показателя «Численность официально зарегистрированных безработных».
В соответствии с п.4 ст.169 БК РФ Проект утверждается сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.
Представленный для проведения экспертизы проект бюджета Ленинского городского округа на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов соответствует требованиям действующего бюджетного и налогового законодательства и содержит основные характеристики бюджета, предусмотренные ст.184.1 БК РФ:
2025 год
- общий объем доходов бюджета Ленинского городского округа в сумме 18 654 413,1 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 8 943 008,1 тыс. рублей,
- общий объем расходов бюджета Ленинского городского округа в сумме 18 878 551,2 тыс. рублей,
- дефицит бюджета Ленинского городского округа в сумме 224 138,1 тыс. рублей;
2026 год
- общий объем доходов бюджета Ленинского городского округа в сумме 18 800 965,2 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 9 057 919,4 тыс. рублей,
- общий объем расходов бюджета Ленинского городского в сумме 18 800 965,2 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 250 000,0 тыс. рублей;
2027 год
- общий объем доходов бюджета Ленинского городского округа в сумме 17 574 149,0 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 6 644 902,1 тыс. рублей;
- общий объем расходов бюджета Ленинского городского округа в сумме 15 789 121,7 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 550 000,0 тыс. рублей.
- профицит бюджета Ленинского городского округа в сумме 1 785 027,3 тыс. рублей.
Основные характеристики бюджета Ленинского городского округа на 2025 год относительно характеристик бюджета Ленинского городского округа на 2024 год:
- по налоговым и неналоговым доходам увеличены на 15,4%;
- по безвозмездным поступлениям уменьшены на 15,3%;
- по расходам уменьшены на 6,9%.
На 2025 год Проектом устанавливается дефицит в размере 224 138,1 тыс. рублей или 2,3% от объема доходов, поступающих в бюджет городского округа без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (9 711 405,0 тыс. рублей), что соответствует требованиям п.3 ст.92.1 БК РФ. Бюджет Ленинского городского округа на плановый период: в 2026 году сбалансирован, на 2027 год утверждается с профицитом в размере 1 785 027,3 тыс. рублей.
Доходы бюджета Ленинского городского округа на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов сформированы с соблюдением положений ст.20, 41, 42, 46, 47, 47.1, 56, 57, 61, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.06.2024 № 85н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2025 год (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов)».
Планируемые доходы бюджета Ленинского городского округа на 2025 год ниже бюджетных назначений доходов 2024 года на 324 334,1 тыс. рублей или на 1,7%. Указанное снижение сложилось за счет:
- увеличения налоговых доходов на 1 645 324,1 тыс. рублей или на 22,5%;
- снижения неналоговых доходов на 348 830,9 тыс. рублей или на 32,0%;
- уменьшения безвозмездных поступлений на 1 620 827,3 тыс. рублей или на 15,3%.
В плановом периоде предусматривается:
- рост доходов 2026 года относительно 2025 года на 146 552,1 тыс. рублей или на 0,8%;
- сокращение доходов 2027 года относительно 2026 года на 1 226 816,2 тыс. рублей или на 6,5%.
По сравнению с ожидаемым исполнением налоговых доходов 2024 года (7 273 830,8 тыс. рублей) в 2025 году планируется увеличение налоговых поступлений на 23,3%, в том числе:
- налога на доходы физических лиц на 1 004 477,3 тыс. рублей или на 42,6%;
- налогов на товары (работы, услуги) на 3 098,2 тыс. рублей или на 8,2%;
- налога на совокупный доход на 603 967,7 тыс. рублей или на 24,0%;
- налога на имущество физических лиц на 47 160,0 тыс. рублей или на 9,7%;
- земельного налога на 23 518,0 тыс. рублей или на 1,3%.
При этом планируется сокращение поступлений государственной пошлины на 2 500,7 тыс. рублей или на 4,1%.
Также в структуре налоговых доходов с 2025 года предусматривается туристический налог, поступление которого в 2025 году планируется в размере 17 800,0 тыс. рублей.
Неналоговые доходы на 2025 год планируются в сумме 740 092,8 тыс. рублей с уменьшением относительно ожидаемого исполнения 2024 года (951 076,6 тыс. рублей) на 210 983,8 тыс. рублей или на 22,2%.
Безвозмездные поступления планируются в сумме 8 943 008,1 тыс. рублей, уменьшение относительно бюджетных назначений 2024 года (10 563 835,4 тыс. рублей) составляет 1 620 827,3 тыс. рублей или 15,3%. Относительно ожидаемого исполнения 2024 года (10 606 678,3 тыс. рублей) уменьшение составляет 1 663 670,2 тыс. рублей или 15,7%.
Безвозмездные поступления, предусмотренные Проектом в 2025 году, включают:
- субсидии бюджетам муниципальных образований - 2 822 655,7 тыс. рублей;
- субвенции бюджетам муниципальных образований - 5 711 998,2 тыс. рублей;
- иные межбюджетный трансферты – 408 354,2 тыс. рублей.
Наибольший процент расходов бюджета на 2025 год приходится на разделы «Образование»- 9 948 922,0 тыс. рублей (52,7%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 4 949 569,8 тыс. рублей (26,22%), «Общегосударственные вопросы» - 1 512 796,8 тыс. рублей (8,01%) и «Национальная экономика» - 940 371,6 тыс. рублей (4,98%).
Сопоставление объема расходов бюджета Ленинского городского округа по разделам бюджетной классификации расходов на 2025 год (18 878 551,2 тыс. рублей) с объемами расходов бюджета Ленинского городского округа 2024 года (20 072 601,0 тыс. рублей), показало следующее.
По сравнению с плановыми расходами бюджета Ленинского городского округа на 2024 год Проектом на 2025 год предусмотрено по шести разделам увеличение и по шести разделам уменьшение бюджетных ассигнований.
Увеличение бюджетных ассигнований по расходам бюджета Ленинского городского округа на 2025 год предусмотрено по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 1 986 992,9 тыс. рублей (67,1%), по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 15 252,8 тыс. рублей (8,8%), по разделу «Национальная оборона» - на 796,2 тыс. рублей (6,7%), по разделу «Физическая культура и спорт» - на 17 540,1 тыс. рублей (4,5%), по разделу «Средства массовой информации» – на 1 360,6 тыс. рублей (2,3%), по разделу «Обслуживание государственного (муниципального долга)» - на 121 361,82 тыс. рублей (в 5,5 раза).
Уменьшение бюджетных ассигнований по расходам бюджета Ленинского городского округа на 2025 год предусмотрено по разделу «Охрана окружающей среды» - на 604 071,9 тыс. рублей (82,1%), по разделу «Социальная политика» на 90 730,1 тыс. рублей (37,4%), по разделу «Национальная экономика» - на 357 925,4 тыс. рублей (27,6%), по разделу «Общегосударственные вопросы» - на 484 271,9 тыс. рублей (24,2%), по разделу «Образование» - на 1 797 729,5 тыс. рублей (15,3%), по разделу «Культура, кинематография» - на 2 625,4 тыс. рублей (0,6%).
Значительное увеличение расходов по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство», предусмотренных проектом бюджета Ленинского городского округа на 2025 год, связано со значительным увеличением доли межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры, энергоэффективности и отрасли обращения с отходами»:
- на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения проектом бюджета предусмотрено 110 222,9 тыс. рублей;
- на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт сетей водоснабжения, водоотведения – 15 577,5 тыс. рублей;
- ремонт объектов теплоснабжения – 709 632,7 тыс. рублей;
- на реализацию мероприятий по капитальному ремонту сетей теплоснабжения – 757 061,6 тыс. рублей;
- на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции сетей теплоснабжения муниципальной собственности – 27 965,1 тыс. рублей и пр.
Всего на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры, энергоэффективности и отрасли обращения с отходами» по разделу 0502 «Коммунальное хозяйство» проектом бюджета предусмотрено 1 704 321,9 тыс. рублей – все расходы запланированы за счет средств бюджета Московской области (межбюджетные трансферты) и частично – на условиях софинансирования из бюджета Ленинского городского округа.
Также на условиях софинансирования в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Формирование современной комфортной городской среды» проектом бюджета предусмотрены денежные средства:
- 19 956,6 тыс. рублей на устройство и модернизацию контейнерных площадок, из которых за счет средств бюджета Московской области на 2025 год запланировано 12 991,7 тыс. рублей; из средств бюджета Ленинского городского округа - 6 964,9 тыс. рублей;
- 57 073,8 тыс. рублей на благоустройство общественных территорий (благоустройство скверов)» а именно на «Сквер между домами № 43 и № 45 в пос. Развилка, Ленинского городского округа Московской области», в том числе из средств бюджета Московской области на 2025 год – 45 544,9 тыс. рублей, из средств бюджета Ленинского городского округа на 2025 год - 11 528,9 тыс. рублей.
Проект бюджета Ленинского городского округа подготовлен с учетом внесения изменений в Постановление Правительства Московской области от 26.09.2019 № 646/33 «Об утверждении Методики расчета нормативов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области в сфере благоустройства, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов, и внесением изменений в Методику расчета нормативов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов», а также в соответствии с распределением финансирования на 2025 год в сфере наружного освещения (письмо Министерства благоустройства Московской области от 23.10.2024 № 10Исх-3492/09-02).
Проектом запланированы условно утверждаемые расходы на плановый период в объеме: 2026 год – 250 000,0 тыс. рублей (не менее 2,5% общего объема расходов бюджета без учета расходов, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ), 2027 год – 550 000,0 тыс. рублей (не менее 5,0% общего объема расходов бюджета без учета расходов, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ), что соответствует ч.3 ст.184.1 БК РФ.
КСП Ленинского городского округа обращает внимание:
- нормативные затраты на выполнение муниципальных работ должны включать все расходы на содержание техники и оборудования для непрерывного выполнения муниципальных работ;
- проектом бюджета Ленинского городского округа Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов не предусмотрены средства на финансирование расходов МБУ «АвтоГрад» на 2025 и 2026-2027 годы ни на финансирование выполнения муниципального задания, ни в форме предоставления целевых субсидий на цели, не связанные с выполнением муниципального задания. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в действующей редакции) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, а также что в случае реорганизации учреждения необходимо учитывать все затраты учреждения на стадии реорганизации;
- проектом бюджета Ленинского городского округа Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов предусмотрены расходы на оказание услуги по организации и содержанию ледового катка в МБОУ «Мисайловская СОШ № 1» на сумму 20 000,0 тыс. рублей. В качестве обоснования начальной (максимальной) цены Управлением образования администрации Ленинского городского округа представлено три коммерческих предложения ООО «Ситикон», ООО «Трекер» и ООО «Студеный лед». Согласно представленному коммерческому предложению от ООО «Студеный лед» в аренду предоставляется основное оборудование ледового катка (холодильная установка моноблочного типа в комплекте с конденсатором воздушного охлаждения и насосной станцией хладоносителя с монтажными и пуско-наладочными работами, декоративный борт ограждения катка с монтажом, айс-маты с монтажом, павильон для организации пункта проката с монтажом, гараж для льдозаливочной машины с монтажом, оборудование системы освещения ледового катка, система звукового сопровождения мероприятий ледового катка (включая монтаж), льдозаливочная машина, машинка для подрезки льда, система нагрева и раздачи воды, мобильное приложение для посетителей катка доступное для скачивания в «Play Market» и «App Store», стойки для зарядки мобильных телефонов, оборудованные турникеты для организации прохода в пункт проката, коньки прокатные, стеллаж для хранения коньков, сушилка для коньков электрическая, стойка администрации, скамейки для посетителей, оборудование для заточки коньков, детский тренажер-помощник фигуриста пластиковый, резиновое специализированное напольное покрытие на павильон), техническая эксплуатация арендуемого оборудования, коммерческое обслуживание ледового катка и демонтажные работы. Стоимость арендуемого оборудования и монтажных работ составляет 29 065,0 тыс. рублей.
Второе коммерческое предложение для обоснования начальной (максимальной) цены представлено от ООО «Трекер», где цена также сформирована за счет аренды основного оборудования для содержания мобильного ледового катка, его монтажа, работ по его содержанию и демонтажных работ на сумму 24 876,23 тыс. рублей.
Стоимость работ по монтажу объекта и оборудования, стоимость демонтажных работ, а также стоимость обслуживания объекта с персоналом в коммерческом предложении ООО «Ситикон» составляет 33 253,75 тыс. рублей.
В соответствии с пояснениями начальника Управления образования администрации Ленинского городского округа расчет потребности на осуществление закупки по организации катка на 2025 год в МБОУ «Мисайловская СОШ № 1» был произведен на основании конкурсной документации на проведение закупки (реестровый номер закупок от 16.11.2023 № 0848300048424000418). При этом часть стоимости услуги по устройству катков в сумме 10 000,0 тыс. рублей была профинансирована в рамках бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а оставшаяся часть в сумме 20 000,0 тыс. рублей – заявлена в потребность на 2025 год;
- проектом бюджета Ленинского городского округа Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов предусмотрены расходы за счет предоставления субсидии на обеспечение подвоза обучающихся к месту обучения в сумме 40 393,0 тыс. рублей. При этом расчет средств на подвоз сформирован на основании коммерческих предложений без расшифровки цены единицы услуги по подвозу учащихся к месту обучения (с предоставлением сопровождающих) и обоснования количества часов движения автобусов в учебный период, на который планируется заключение контракта на оказание услуги. При формировании начальной (максимальной) цены контракта не допускать завышения цены указанной услуги в силу отсутствия расшифровки цены единицы услуги;
- проектом бюджета Ленинского городского округа Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов предусмотрены расходы на ремонтные работы МБДОУ «Д/с № 27 «Бобренок» и МБОУ Развилковская СОШ с УИОП, в связи с чем КСП Ленинского городского округа обращает внимание на то, что при выполнении работ как по капитальному, так и по текущему ремонту подрядчиком составляется исполнительная документация. В виду этого, в техническом задании к контракту на выполнение ремонтных работ необходимо согласовывать список исполнительной документации, ее оформление в ходе ремонта, а также предусмотреть обязанность подрядчика передать документацию заказчику.
Формирование и ведение реестра расходных обязательств Ленинского городского округа осуществляется Финансово-экономическим управлением администрации Ленинского городского округа в электронном виде в подсистеме бюджетного планирования расходов с выполнением контроля над данными из бюджетной росписи и сводной бюджетной росписи в подсистеме исполнения бюджета Московской области, бюджетов муниципальных образований Московской области государственной информационной системы «Региональный электронный бюджет Московской области».
В соответствии с ч.2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ Проектом предусмотрено утверждение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение муниципальных программ.
Расходы бюджета Ленинского городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов сформированы в рамках 19 муниципальных программ Ленинского городского округа в соответствии с Перечнем муниципальных программ Ленинского городского округа Московской области, утвержденным постановлением администрации Ленинского городского округа от 19.11.2024 № 2496.
На основании ч.2 ст.179 БК РФ программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 1 апреля текущего финансового года.
КСП Ленинского городского округа отмечает, что внесение изменений (переутверждение) муниципальных программ в различные сроки создает предпосылки для отсутствия взаимной увязки муниципальных программ с решениями о бюджете.
Общий объем финансовых средств, направляемых на реализацию муниципальных программ, устанавливается в размере 18 730 401,8 тыс. рублей и составляет 99,2% от общего объема планируемых расходов бюджета (18 878 551,2 тыс. рублей), на 2026 год составляет 18 406 155,8 тыс. рублей, на 2026 год составляет 15 094 312,3 тыс. рублей.
В соответствии со ст.81 Бюджетного кодекса РФ Проектом установлен резервный фонд администрации Ленинского городского округа Московской области на 2025 год в размере 5 000,0 тыс. рублей, на 2026 год установлен в размере 5 000,0 тыс. рублей, на 2027 год – 5 000,0 тыс. рублей, что в соответствии с требованиями ч.3 указанной статьи, п. 13 Положения о бюджетном процессе
(в действующей редакции), Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Ленинского городского округа Московской области не превышает 3% общего объема расходов.
Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Проекта, предусмотрен в соответствии с Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного Фонда Ленинского городского округа Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Ленинского городского округа от 21.10.2020 № 16/3 «О создании Дорожного фонда Ленинского городского округа Московской области». В расходах бюджета Ленинского городского округа предусмотрены бюджетные ассигнования на формирование Дорожного фонда на 2025 год в размере – 787,4 млн. рублей, на 2026 год в размере – 775,4 млн. рублей, на 2027 год в размере – 783,6 млн. рублей, что соответствует требованиям п.5 ст.179.4 БК РФ.
Верхний предел объема муниципального долга Ленинского городского округа Московской области по состоянию на 01.01.2026 составит 650 000,0 тыс. рублей, на 01.01.2027 составит 650 000,0 тыс. рублей, на 01.01.2028 составит 0,0 тыс. рублей.
Контрольно-счетная палата отмечает, что проектом бюджета Ленинского городского округа на текущий 2024 год и на плановый период на плановый период 2026 и 2027 годов не планировалось привлечение кредитных средств в 2026 году, верхний предел муниципального долга Ленинского городского округа Московской области по состоянию на 01.01.2027 составлял 0,0 тыс. рублей.
Предельный объем муниципальных заимствований Ленинского городского округа Московской области устанавливается на 2025 год в размере 650 000,0 тыс. рублей, на 2026 год в размере 650 000,0 тыс. рублей, на 2027 год в размере 0,0 тыс. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных гарантий Ленинского городского округа по возможным гарантийным случаям в 2025 году составляет 0,0 тыс. рублей.
Объем расходов на обслуживание муниципального долга, предусмотренные проектом бюджета Ленинского городского округа на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годы также возросли по сравнению с бюджетом Ленинского городского округа на текущий 2024 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (с изменениями), и составляют, соответственно:
- на 2025 год –148 145,1 тыс. рублей;
- на 2026 год – 150 247,9 тыс. рублей;
- на 2027 год – 71 500,0 тыс. рублей.
При проверке текстовых статей Проекта нарушений не установлено.