1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.15 плана работы Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа на 2022 год, распоряжение Председателя Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа от 03.10.2022 № 19     (с изменениями от 16.12.2022 № 27).
  1. Предмет контрольного мероприятия: бюджетные средства, выделенные Управлением по делам молодежи, культуре и спорту администрации Ленинского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ СШОР «Олимп».
  1. Объекты контрольного мероприятия:

- Управление по делам молодежи, культуре и спорту администрации Ленинского городского округа Московской области (далее - Управление по делам молодежи, культуре и спорту);

- Муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа олимпийского резерва «Олимп» (далее – МБУ СШОР «Олимп»).

  1. Проверяемый период деятельности: 01.01.2020 – 31.12.2021.
  1. Срок проведения контрольного мероприятия: с 03 октября по 30 декабря 2022 года.
  1. Цель контрольного мероприятия: Оценка правомерности и эффективности предоставления и использования субсидий на выполнение муниципального задания МБУ СШОР «Олимп».
  1. Выводы

Управление по делам молодежи, культуре и спорту

  • В нарушение п.10 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Ленинского городского округа Московской области, утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от 30.09.2020 № 2093, осуществлено внесение изменений (корректировки) в муниципальное задание МБУ СШОР «Олимп» в связи с необеспечением учреждением выполнения муниципального задания в отчетном периоде (9 месяцев 2021 года) с превышением установленного двухнедельного срока после представления учреждением отчета о выполнении муниципального задания.
  • В нарушение ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора, условия, возникшие в связи с принятием в период действия трудового договора от 30.12.2011 с директором МБУ СШОР «Олимп» муниципальных нормативно-правовых актов, соглашением сторон в письменной форме не оформлялись.
  • В нарушение ст.276 Трудового кодекса Российской Федерации распорядительный документ (решение) о работе директора МБУ СШОР «Олимп» по совместительству тренером не издавался.
  • В нарушение п.2.2 постановления администрации Ленинского городского округа от 30.09.2020 № 2093 «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Ленинского городского округа Московской области», не обеспечено размещение МБУ «СШОР «Олимп» муниципальных заданий и отчетов о выполнении муниципальных заданий в установленные сроки.

МБУ «СШОР «Олимп»

  • В нарушение ч.6 ст.69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой муниципальное задание является невыполненным в случае недостижения показателей муниципального задания, характеризующих объем оказываемых муниципальных услуг, а также показателей муниципального задания, характеризующих качество оказываемых муниципальных услуг, муниципальное задание за 2021 год является невыполненным в связи с недостижением установленных объемных и качественных показателей.

В части объёмных показателей не достигнуты объёмные показатели муниципального задания по муниципальным услугам:

-   Регби (этап начальной подготовки) - отклонение составило 27 человек;

- Лыжные гонки (Тренировочный этап (этап спортивной специализации)) – отклонение составило 3 человека.

В части качественных показателей по указанным выше муниципальным услугам невыполнение показателя качества «Доля лиц, прошедших спортивную подготовку на этапе начальной подготовки и зачисленных на тренировочный этап (этап спортивной специализации)» невыполнения муниципального задания составило:

-   Регби (этап начальной подготовки) – муниципальное задание не выполнено на 34%;

-   Лыжные гонки (тренировочный этап (этап спортивной специализации)) - муниципальное задание не выполнено на 12%.

  • Выявлены несоответствия положений локальных нормативно-правовых актов друг другу, а именно: несоответствия между действующими положениями по оплате труда и положениями эффективного контракта руководителя учреждения.

В пункте 4 действующего Положения об оплате труда работников МБУ СШОР «Олимп» указано: Управление по делам молодёжи, культуре и спорту администрации муниципального образования заключает трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору)
с руководителем учреждения физической культуры и спорта, что противоречит положениям эффективного контракта, заключенного главой муниципального образования с руководителем спортивного учреждения.

В нарушение статьи 276 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа), что не отражено в локальных нормативно-правовых актах спортивного учреждения.

Директор учреждения Иванов С.Н., работая по совместительству тренером по трудовому договору с руководителем учреждения (с самим собой), получал оплату за тренерскую работу, а также стимулирующие выплаты в отсутствие решения уполномоченного представителя основного работодателя.

  • Установлено, что для работников-тренеров тарификационными списками установлен объем тренировочной нагрузки, превышающий 24 часа, установленный Отраслевым соглашением по организациям сферы физической культуры и спорта в Московской области между Министерством физической культуры и спорта Московской области и Московской областной организацией «Профессиональный союз работников физической культуры и спорта Московской области» (далее – Отраслевое соглашение) для нормирования работы тренеров, при этом выполнение тренерами работы сверх установленной нормы отдельными договорами на работу тренеров на условиях совместительства между работодателем и работником не оформлялось, что является нарушением требований статей 57, 282, 284 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, установлены случаи нарушения порядка расчета персональных повышающих коэффициентов к базовому должностному окладу тренера за знаки отличия - дважды применена одна и та же надбавка, что не соответствует порядку, определённому действующим Положением об оплате труда работников учреждения (дважды применена одна и та же надбавка за знак отличия).

   Указанные нарушения трудового законодательства и порядка расчёта персональных повышающих коэффициентов к должностному окладу тренеров привели к переплате заработной платы в проверяемом периоде (а именно: к выплате заработной платы тренерам вне рамок оформленных трудовых отношений) в размере 10 189 754,44 рубля (в том числе: в 2020 году – на сумму 4 786 355,62 рубля, в 2021 году – на сумму 5 403 398,82 рубля).

  • В нарушение ст.282 Трудового кодекса Российской Федерации, работник учреждения, занимающий должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе по трудовому договору от 31.08.2010 № 5, выполнял другую регулярно оплачиваемую работу (работал по совместительству тренером) без оформления трудового договора о приеме на должность тренера на условиях внутреннего совместительства.
  • В нарушение ст.282 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время, работником спортивного учреждения, занимающим должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по трудовому договору от 01.12.2020 № 09/2 и специалиста по закупкам по трудовому договору от 01.07.2022 № 09/22, работа по совместительству выполнялась во время его основной работы в другом учреждении (в МКУ «Централизованная бухгалтерия»), что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств в размере 593 163,79 рубля.
  • В ходе проверки установлены случаи наложения времени работы одних и тех же тренеров в рамках проведения занятий в спортивных учреждениях на бесплатной основе и в образовательных школах на платной основе, а также в нарушение п.6.7 Устава, локальных правовых актов (п.п.2.9, 2.10 Положения об организации спортивной подготовки, правил внутреннего трудового распорядка) в МБУ «СШОР «Олимп» в 2020-2021 произошло наложение часов проведения тренировочного процесса с МБУ «ГЦС», которое было оплачено и за счет средств в МБУ «СШОР «Олимп», и за счет средств МБУ «ГЦС». В одном из указанных спортивных учреждений у тренеров оформлены трудовые отношения на полную ставку как с основным работодателем, а в другом – на условиях совместительства. Указанное нарушение привело к переплате заработной платы тренерам за проведение тренировок одновременно в двух группах.
  • В нарушение п.28 Положения об оплате труда от 11.2020 № 2791, п.5 Положения об оплате труда МБУ СШОР «Олимп», п.6 Положения о стимулирующих выплатах, выплаты стимулирующего характера работникам МБУ СШОР «Олимп» произведены в отсутствие разработанных и утвержденных локальными нормативными актами учреждения показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников, размеров и условий назначения им выплат стимулирующего характера, что привело к неэффективному использованию средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в размере 3 012 741,03 рубля (в том числе: 2020 год – 1 472 500,00 рублей, 2021 год – 1 540 241,03 рубля).
  • В нарушение п.5 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений Ленинского городского округа Московской области, осуществляющих спортивную подготовку, утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от 17.11.2020 № 2791, директором учреждения Ивановым С.Н. трудовые договоры с работниками учреждения, предусматривающие конкретизацию показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников, размеров и условий назначения им выплат стимулирующего характера, обеспечивающих введение эффективного контракта, не заключались.
  • В нарушение Положения о стимулирующих выплатах, Положения об оплате труда МБУ СШОР «Олимп», трудового договора (эффективного контракта) с директором МБУ СШОР «Олимп» от 11.11.2021, стимулирующие выплаты директору Иванову С.Н. осуществлялись
    в отсутствие показателей и критериев оценки эффективности его деятельности, что привело к неэффективному использованию средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения учреждением муниципального задания в размере 337 243,23 рубля, в т.ч.: 2020 год – 184 689,00 рублей, 2021 год – 152 554,23 рубля.
  • Проверкой установлены нарушения требований Методических рекомендаций
    о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21.03.2018 № 244, в части несоблюдения спортивными учреждениями законодательно установленного норматива по площади спортивных сооружений (залов, клубов и пр.) по норме площади на одного занимающегося при формировании групп по спортивной подготовке.
  • В нарушение пункта 22 Положений об оплате труда от 28.06.2017 № 2261, от 17.11.2020 № 2791, расходы учреждения на доплаты работникам учреждения за обеспечение высококачественного тренировочного процесса произведены не в соответствии с размерами доплат, определенными Приложением № 7 к указанным Положениям об оплате труда, что привело к переплате заработной платы на сумму 4 310,64 рубля (в том числе: в 2020 году переплата составила 1 892,73 рубля, в 2021 году недоплата составила 6 203,37 рубля).
  • В нарушение п.5 ч. IV, п.5 ч. VII Порядка приема лиц в МБУ СШОР «Олимп» для прохождения спортивной подготовки, утвержденного приказом директора учреждения от 13.08.2019 № 181, протоколы индивидуальных испытаний и протоколы контрольно-переводных нормативов при переводе спортсмена на определенный этап подготовки, приемной комиссией не оформлялись.
  • В нарушение п.1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 ч. I Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта гандбол, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.08.2013 № 679, Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта каратэ, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20.09.2017 № 813, Федерального стандарта спортивной виду спорта рэгби, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.12.2014 № 1106, Федерального стандарта спортивной виду спорта тяжелая атлетика, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20.08.2019 № 672, Федерального стандарта спортивной виду спорта дзюдо, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21.080.2017   № 767, Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта киокусинкай, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 16.02.2015 № 138, Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта рукопашный бой, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 24.12.2014 № 1062, Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20.03.2019 № 250, Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20.08.2019 № 675, Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта фехтование, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 19.01.2018 № 40, не соблюдены структура и содержание программ спортивной подготовки, в том числе к их теоретическим и практическим разделам.
  • В нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (с изменениями и дополнениями) и постановления администрации Ленинского муниципального района Московской области от 31.12.2010 № 241 «О порядке составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений Ленинского муниципального района» (с изменениями от 20.02.2017 № 535) (п. 4 р.II.), в План финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД) на 2020 год отсутствуют следующие сведения:
  • в текстовой (описательной) части Плана ФХД:

- перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление (выполнение) которых для физических и юридических лиц осуществляется, в том числе на платной основе;

- общая балансовая стоимость недвижимого муниципального имущества на дату составления Плана ФХД (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

- общая балансовая стоимость движимого муниципального имущества на дату составления Плана ФХД, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;

- сведения об имуществе учреждения, переданном в аренду сторонним организациям;

- сведения об имуществе, арендуемом учреждением или предоставленном учреждению по договору безвозмездного пользования.

  • таблица 1 «показатели финансового состояния учреждения», включающая показатели о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах, принятых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана ФХД.
  • В нарушение п.1.3. Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений Ленинского муниципального района Московской области, утверждённого постановлением администрации Ленинского городского округа от 27.01.2020 № 267, согласно которому План ФХД должен составляться и утверждаться на текущий финансовый год и плановый период и действовать в течение срока действия решения о бюджете Ленинского муниципального района, первоначальный План ФХД на 2020 год, утверждённый 09.01.2020, утвержден только на 2020 год, плановый период отсутствует.
  • В нарушение Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений Ленинского муниципального района Московской области от 27.01.2020 № 267 (Приложение № 10), согласно которому по строкам 0001 и 0002 указываются планируемые суммы остатков средств на начало и на конец планируемого года, если указанные показатели по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, планируются на этапе формирования проекта Плана либо указываются фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный План после завершения отчетного финансового год, План ФХД на 2021 год, утверждённый 11.01.2021, не содержит остатка на начало текущего финансового года в сумме 6 242 908,96 рубля при его наличии в Главной книге (форма 0504072) - регистре бухгалтерского учета на счете 201.11 «Расчетный счет, открытый в органах Федерального казначейства».
  • В нарушение ст.11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Министерства финансов России от 13.06.1995№ 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», п.26 приказа Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (в редакции от 11.04.2018), согласно которому для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка, инвентаризация имущества и обязательств в части инвентаризации материально-производственных запасов в 2020-2021 годах проводилась формально.
  • В нарушение приказа Министерства финансов России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта», сроки размещения учреждением новых документов и внесения изменений в документы (муниципальных заданий и отчетов о выполнении муниципальных заданий за 2020 и 2021 годы) превышали пять рабочих дней, следующих за днем принятия документов и внесения изменений в документы.
  • В ходе контрольного мероприятия, при анализе приказов о зачислении обучающихся в МБУ СШОР «Олимп» и МБУ «ГЦС» установлено совпадение фамилий детей, одновременно зачисленных в учреждения.

В связи с этим не представляется возможным установить фактическое тренировочное время занимающихся в соответствии с НПА, устанавливающими тренировочную нагрузку в зависимости от вида и этапа спортивной подготовки.  

  • При проверке журналов за 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные года выявлены нарушения Порядка ведения журнала групповых занятий. В ряде случаев не осуществлен контроль за правильностью ведения журнала, не отражены итоги контроля в разделе журнала «Проверка и инспектирование работы», титульные листы журналов заполнены некорректно.
  1. Предложения (рекомендации).
  • Управлению по делам молодежи, культуре и спорту

Обеспечить приведение нормативно-правовых актов, регламентирующих оформление трудовых отношений с руководителями учреждений, в соответствие с трудовым законодательством.

  • Провести мониторинг действующего муниципального задания МБУ СШОР «Олимп» на предмет нарушений, аналогичных выявленным в ходе контрольного мероприятия, в случае выявления принять меры к устранению.
  • Обеспечить размещение МБУ СШОР «Олимп» информации на официальном сайте bus.gov.ru в соответствии с Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 21.07.2011 № 86н.
  • Усилить контроль за постановкой работы в подведомственных учреждениях в части соблюдения требований действующего законодательства в области бухгалтерского учёта, согласно которым для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
  • Организовать проведение анализа численного состава сформированных групп по спортивной подготовке на предмет соответствия установленным нормам площади спортивного сооружения (зала, клуба и т.д.) на одного занимающегося с целью соблюдения требований нормативно-правовых актов, устанавливающих нормативы при определении потребности в объектах физической культуры и спорта, в частности, норматива по площади спортивных сооружений, в том числе определяющих вместимость спортивных сооружений.
  • Усилить контроль за подведомственными учреждениями в части представления договоров на безвозмездное пользование муниципальным имуществом.
  1. МБУ СШОР «Олимп».
  • Внести изменения в действующее Положение об оплате труда работников учреждения в соответствии с нормами трудового законодательства.
  • Оформить трудовые отношения с тренерами с учётом установленной тренерской нагрузки 24 часа в неделю, исходя из 40-часовой рабочей недели, с оформлением нормируемой тренерской нагрузки, превышающей 24 часа в неделю, отдельными трудовыми договорами на условиях работы по совместительству.
  • Устранить нарушения трудового законодательства в части оформления трудовых отношений с административно-управленческим персоналом учреждения.
  • Устранить допущенные нарушения в части наложения времени в расписаниях занятий спортивных секций.
  • Разработать и утвердить локальными нормативно-правовыми актами учреждения показатели и критерии оценки эффективности деятельности руководителя и работников, размеров и условий назначения им выплат стимулирующего характера, в соответствии с установленными нормами Положений о стимулирующих выплатах и об оплате труда работников учреждения.
  • Провести анализ численного состава сформированных групп по спортивной подготовке на соответствие установленным нормам площади спортивного сооружения (зала, клуба и т.д.) на одного занимающегося с целью соблюдения требований нормативно-правовых актов, устанавливающих нормативы при определении потребности в объектах физической культуры и спорта, в частности, норматива по площади спортивных сооружений, в том числе определяющих вместимость спортивных сооружений.
  • Привести программы спортивной подготовки в соответствие с действующими Федеральными стандартами спортивной подготовки по соответствующим видам спорта (структура и содержание программ спортивной подготовки, их теоретические и практические разделы).