1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.2 плана работы Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа Московской области на 2023 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа от 19.01.2023 № 1.
2. Предмет контрольного мероприятия: бюджетные средства, выделенные Управлением по делам молодежи, культуре и спорту администрации Ленинского городского округа в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципального бюджетного учреждения «Городской центр спорта» и на иные цели.
3. Объекты контрольного мероприятия:
- Управление по делам молодежи, культуре и спорту администрации Ленинского городского округа Московской области (далее - Управление по делам молодежи, культуре и спорту);
- Муниципальное бюджетное учреждение «Городской центр спорта» (далее - МБУ «ГЦС»).
4. Проверяемый период деятельности: 01.01.2021 – 31.12.2022.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 23 января по 15 марта 2023 года.
6. Цель контрольного мероприятия: Оценка правомерности и эффективности предоставления и целевого использования субсидий из бюджета Ленинского городского округа МБУ «ГЦС»
7. Выводы
7.1. Управление по делам молодежи, культуре и спорту
7.1.1. В нарушение п.78 Инструкции № 162н, разделов I, II Приложения № 1 к письму Министерства финансов России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939, в соответствии с которыми признание расчетов администратором доходов от возврата бюджетными учреждениями неиспользованных остатков целевых субсидий по неиспользованным остаткам субсидии на иные цели текущего характера, в том числе подлежащие подтверждению потребности, до принятия решения учредителем о направлении их на те же цели в очередном финансовом году (при наличии принятых и неисполненных обязательств), отражается по дебету счета № 205.53 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений», Управлением не отражен в учете неиспользованный остаток целевой субсидии, предусмотренной МБУ «ГЦС» в 2022 году, сложившийся на 01.01.2023 года в сумме 20 193 977,60 рубля, разрешенный к использованию учреждением в 2023 году на цели, определенные Соглашением от 20.01.2022 № 14Ц.
7.1.1. Сумма неиспользованного на 31.12.2022 года остатка целевой субсидии МБУ «ГЦС» (20 193 977,60 рубля) в отсутствие подтверждающих первичных учетных документов ошибочно отражена в учете Управления 31.12.2022 года по дебету счета № 302.41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям» как средства, использованные в соответствии с целевым назначением в 2022 году, при этом в Отчете о расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия, на 30.12.2022 МБУ «ГЦС» отражена сумма неиспользованного остатка целевой субсидии, сформировавшегося на конец 2022 года.
7.2. МБУ «ГЦС»
7.2.1. В нарушение ч.6 ст.69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Ленинского городского округа Московской области, утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от 30.09.2020 № 2093, согласно которым муниципальное задание является невыполненным в случае недостижения показателей муниципального задания, характеризующих объем оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ), муниципальное задание МБУ «ГЦС» за 2021 и за 2022 годы в связи с недостижением установленных объемных показателей является невыполненным на сумму 6 622 485,13 рубля и 4 919 265,35 рубля, соответственно.
7.2.2. В нарушение п.25 Положения об оплате труда, согласно которому при переходе из ведения администраций городских и сельских поселений Ленинского муниципального района в ведение администрации Ленинского городского округа, работникам МБУ «ГЦС» выплачивается надбавка до ранее достигнутого уровня, если их оклады (тарифные ставки) с учетом повышений, надбавок и доплат оказываются ниже действовавших на 31.12.2020 тарифных ставок (окладов) с учетом повышений, надбавок и доплат, установленных нормативными правовыми актами администраций городских и сельских поселений Ленинского муниципального района, при условии их работы в данном учреждении и, соответственно, при сохранении условий работы, в МБУ «ГЦС» производилась выплата надбавки до ранее достигнутого уровня всем тренерам по спорту и инструкторам по физической культуре, переведенным с 01.05.2021 года с полной ставки на 0,67 ставки (по совместителям - с 0,5 ставки на 0,33 ставки), а также работникам, вновь принятым на должность инструктора по физической культуре на 0,67 ставки (для совместителей – на 0,33 ставки) уже после перехода в ведение администрации Ленинского городского округа с 01.05.2021 года в размере доплаты до полной ставки (для совместителей - до 0,5 ставки), которая по сумме соответствовала оплате труда работников на аналогичных должностях по состоянию на 31.12.2020 года на общую сумму – 3 439 990,85 рубля, в т.ч. в 2021 году - 1 580 889,98 рублей, в 2022 году - 1 859 100,87 рублей.
7.2.3. В нарушение п.22 Положения об оплате труда, сумма фактических выплат стимулирующего характера работникам МБУ «ГЦС» в 2021, 2022 годах превысила установленный максимально допустимый уровень на 6% в 2021 году и на 6% в 2022 году, что в общей сумме составило 1 466 324,46 рубля (686 703,36 рубля в 2021 году + 779 621,10 рубля в 2022 году).
7.2.4. В нарушение локальных правовых актов (Внутреннего трудового распорядка для осуществления деятельности МБУ «ГЦС», правил внутреннего трудового распорядка МБУ «ГЦС», утвержденных директором МБУ «ГЦС» 01.09.2017), в МБУ «ГЦС» в 2021-2022 произошло наложение часов проведения тренировочного процесса с МБУ СШОР «Олимп», которое было оплачено и за счет средств МБУ «ГЦС» и за счет средств МБУ «СШОР «Олимп», что привело к неэффективному использованию средств бюджета Ленинского городского округа в общей сумме 151 377,37 рубля, в том числе: по 2021 году - 109 984,68 рубля, по 2022 году - 41 392,69 рубля.
7.2.5. В нарушение ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего трудового распорядка МБУ «ГЦС», утвержденных 01.09.2017, трудовыми договорами от 18.10.2021 № 245/1-ГЦС, от 15.03.2022 № 245/2-ГЦС о принятии директора МБУ «ГЦС» (Авдеева Г.А.) на должность инструктора-методиста по совместительству не определены обязательные для включения в трудовой договор условия о режиме рабочего времени.
7.2.6. В нарушение ст.282 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время, работниками МБУ «ГЦС», занимающими должности: заместителя директора по общим и экономическим вопросам по основному месту работы по трудовому договору от 15.05.2018 № 216-ГЦС, начальника отдела по спортивно-массовой работе по трудовому договору от 16.06.2021 № 267-ГЦС; заместителя директора по безопасности по основному месту работы по трудовому договору от 15.11.2016 № 193-ГЦС, начальника отдела по спортивно-массовой работе по трудовому договору от 16.06.2021 № 268-ГЦС, работа по совместительству выполнялась во время их основной работы в МБУ «ГЦС».
7.2.7. В нарушение статьи 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации, IV раздела «Рабочее время и время отдыха» Правил внутреннего трудового распорядка, произведены расходы МБУ «ГЦС» на оплату труда двух работников, выполняющих в учреждении работу по совместительству во время их основной работы на общую сумму 605 056,58 рубля (по первому работнику: 71 656,55 рубля в 2021 году + 239 994,64 рубля в 2022 году; по второму работнику: 93 375,33 рубля в 2021 году + 200 030,06 рубля в 2022 году).
7.2.8. В нарушение раздела II «Ведение трудовых книжек» Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225, раздела III «Заполнение сведений о работе» Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.05.2021 № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек», в трудовые книжки отдельных работников МБУ «ГЦС» не вносились изменения в части: отсутствия даты, наименования должности, соответствующей штатному расписанию и трудовым договорам.
7.2.9. В нарушение ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, прием сотрудников МБУ «ГЦС» осуществлялся не в соответствии с указанными требованиями к квалификации и стажу работы, определенными в приложении № 2 к Положению об оплате труда работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта Ленинского городского округа Московской области от 17.12.2020 № 3136.
7.2.10. В нарушение ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего трудового распорядка МБУ «ГЦС», утвержденных 01.09.2017, трудовым договором от 16.07.2020 № 239-ГЦС о принятии на должность по физической культуре, имеющего высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю от двух до пяти лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю свыше десяти лет не определены обязательные для включения в трудовой договор условия о режиме рабочего времени и характере работы.
7.2.11. В нарушение главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ, МБУ «ГЦС» осуществлена приемка и оплата завышенных (невыполненных) объемов работ, несоответствующих условиям контракта от 06.07.2021 № 259 на выполнение работ по ремонту спортивных площадок с ИП Зюкин Валентин Сергеевич на сумму 13 914,21 рубля.
7.2.12. В нарушение главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ, МБУ «ГЦС» осуществлена приемка и оплата завышенных (невыполненных) объемов работ, несоответствующих условиям контракта от 03.10.2022 № 361 на ремонт детского спортивного клуба «Орленок» с ИП Дьяченко Максим Олегович на сумму 798,63 рубля.
7.2.13. В нарушение главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ, МБУ «ГЦС» осуществлена приемка и оплата работ, товаров, услуг ненадлежащего качества по контракту от 03.10.2022 № 361 на ремонт детского спортивного клуба «Орленок» с ИП Дьяченко Максим Олегович на сумму 30 205,91 рубля.
В ходе проведения контрольного мероприятия и анализа исполнении муниципального контракта от 03.10.2022 года № 361 на ремонт детского спортивного клуба «Орленок» между МБУ «ГЦС» (Заказчик) и ИП Дьяченко Максим Олегович (Подрядчик) по результату экспертного осмотра произведенных строительных работ выявлены следующие нарушения, которые оцениваются как критические в соответствии с п. 43 ГОСТ 15467-79, создают угрозу безопасности эксплуатации объекта (здание детского спортивного клуба «Орленок»):
- часть смонтированных наличников оконных и дверных проемов установлены с дефектом (между гранью наличника и поверхностью стены имеются щели шириной 5-9 мм);
- на стыке покрытий полов, выполненных в смежных помещениях, имеются щели шириной 7-12 мм (одно место);
- в местах пересечения трубопроводами внутренних стен, перегородок, перекрытий не установлены гильзы из полимерных или металлических труб (повсеместно).
Указанные нарушения были устранены МБУ «ГЦС» в ходе контрольного мероприятия в рамках ответа на предписания от 14.03.2023.
7.2.14. В нарушение главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ, МБУ «ГЦС» осуществлена приемка и оплата завышенных (невыполненных) объемов работ, несоответствующих условиям контракта контракту от 13.07.2021 № 272 на выполнение работ по ремонту административных помещений по адресу ул. Завидная, д.19 с ИП Зюкин Валентин Сергеевич на сумму 2 130,71 рубля.
7.2.15. В нарушение Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21.03.2018 № 244, при формировании групп спортивной подготовки МБУ «ГЦС» не соблюдена минимальная норма площади спортивного сооружения на занимающегося.
7.2.16. В нарушение п.3.1, 3.2 Положений «О порядке ведения журнала групповых занятий» от 2020, 2022, 2023 годов, не соблюдены требования ведения и контроля журналов учета работы учебной группы.
7.2.17. В нарушение ч.3 ст.298 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3.3 Устава МБУ «ГЦС», согласно которым бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, МБУ «ГЦС» особо ценное движимое имущество передано по договорам безвозмездного пользования транспортным средством от 30.04.2020 № б/н, от 30.12.2021 № 01/30-12-2021 (автобус Mercedes-Benz), от 30.12.2021 № 02/30-12-2021 (автобус Ford Transit) без согласия собственника имущества учреждения – администрации Ленинского городского округа Московской области.
7.2.18. В нарушение п.29 СГС «Аренда», п.94.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н, п.158 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н по отражению объектов учета аренды на льготных условиях (передачи в безвозмездное пользование), в бухгалтерском учете МБУ «ГЦС» передача в безвозмездное пользование автобусов Ford Transit и Mercedes-Benz не отражена на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» с одновременным отражением на счетах 401.40 «Доходы будущих периодов» и 401.50 «Расходы будущих периодов» передачу в безвозмездное пользование на общую сумму 5 518 285,25 рубля, в том числе: 3 503 285,25 рубля (балансовая стоимость автобуса Ford Transit) + 2 015 000,00 рублей (балансовая стоимость Mercedes-Benz).
7.2.19. В нарушение п.10 Стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н, согласно которому объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы, в бухгалтерском учете МБУ «ГЦС» на счете 101.28.310 «Прочие основные средства-особо ценное движимое имущество учреждения» числятся отдельные объекты движимого имущества, которые учитываются на балансе МБУ «ГЦС» отдельно, при этом фактически представляют собой комплекс предметов, выполняющих одну определенную функцию с общим покрытием (спортивные площадки), на общую сумму 3 692 187,12 рубля.
7.2.20. В нарушение требований п. 158 Инструкции № 174н, разделов I, II Приложения № 1 к письму Министерства финансов РФ от 04.02.2020 № 02-06-07/6939, в соответствии с которыми начисление задолженности бюджетными учреждениями (признание расчетов) по неиспользованным остаткам целевых субсидий, подлежащих подтверждению их потребности на исполнение принятых в целях достижения значений результатов целевой субсидии и неисполненных на отчетную дату обязательств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 401.40 «Доходы будущих периодов» и кредиту счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», МБУ «ГЦС» не отразило в учете неиспользованный остаток целевой субсидии, предусмотренной МБУ «ГЦС» в 2022 году, сложившийся на 01.01.2023 года в сумме 20 193 977,60 рубля, потребность в котором была подтверждена приказом Управления (учредителя) от 20.01.2023 № 13-а/х, и разрешено его использование в 2023 году на те же цели, которые были определены Соглашением от 20.01.2022 № 14Ц.
Сумма неиспользованного на 31.12.2022 года остатка целевой субсидии МБУ «ГЦС» (20 193 977,60 рубля) в отсутствие подтверждающих первичных учетных документов ошибочно отражена в учете МБУ «ГЦС» 31.12.2022 года по дебету счета 401.10 «Доходы текущего финансового года» как средства, использованные в соответствии с целевым назначением в 2022 году, при этом в Отчете о расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия, на 30.12.2022 МБУ «ГЦС» отражена сумма неиспользованного остатка целевой субсидии, сформировавшегося на конец 2022 года.
7.2.21. В нарушение п.3.2 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений Ленинского муниципального района Московской области от 27.01.2020 № 267, согласно которому план муниципального бюджетного учреждения утверждается руководителем учреждения до начала финансового года, План ФХД на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов от 20.01.2021 подписан директором МБУ «ГЦС» 25.01.2020, утвержден и.о. начальника Управления по делам молодежи, культуре и спорту 15.01.2021 (разночтения в датах).
7.2.22. В нарушение п.3.2 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений Ленинского городского округа Московской области от 22.01.2021 № 169, согласно которому план муниципального бюджетного учреждения утверждается руководителем учреждения до начала финансового года, План ФХД на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов от 13.01.2022 утвержден начальником Управления по делам молодежи, культуре и спорту только 13.01.2022.
8. Предложения (рекомендации):
8.1. Управлению по делам молодежи, культуре и спорту
8.1.1. Провести мониторинг действующего муниципального задания МБУ «ГЦС» на предмет нарушений, аналогичных выявленным в ходе контрольного мероприятия, в случае выявления принять меры к устранению.
8.1.2. Провести мониторинг действующего муниципального задания МБУ «ГЦС» на предмет нарушений, аналогичных выявленным в ходе контрольного мероприятия, в случае выявления принять меры к устранению.
8.1.3. Привести Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта Ленинского городского округа Московской области в соответствие с законодательством в части:
- оформления трудовых отношений с руководителями учреждений;
- установления показателей и критериев оценки эффективности деятельности руководителей учреждений;
- установления системы надбавок работникам учреждений.
8.1.4. Принять меры по изменению системы оплаты труда МБУ «ГЦС» в целях соблюдения требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, в части применения для основных работников учреждения, занимающих должности «Инструктор по физической культуре» на 0,67 тарифной ставки (для совместителей – 0,33 тарифной ставки), приведя в соответствие положения локальных нормативных актов, регулирующих оплату труда и стимулирующие выплаты работникам учреждения, с графиками работы и нормируемой тренировочной нагрузкой инструкторов по физической культуре, соответствующей условиям работы на полной ставке основного сотрудника либо сотрудника, работающего по совместительству.
8.1.5. Согласовать штатное расписание МБУ «ГЦС» с учетом изменений в соответствии с пунктом 10.1.1 настоящего Отчета о результатах контрольного мероприятия.
8.1.6. Рассмотреть вопрос согласования передачи особо ценного движимого имущества МБУ «ГЦС» в безвозмездное пользование (автобусы).
8.1.7. Устранить выявленные нарушения бухгалтерского учета учреждения.
8.2. МБУ «ГЦС»
8.2.1. В соответствии с частью 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с изменениями и дополнениями), вернуть в бюджет Ленинского городского округа денежные средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ «ГЦС» на 2021 год и на 2022 год в общей сумме 11 541 750,48 рубля (6 622 485,13 рубля за 2021 год и 4 919 265,35 рубля за 2022 год) в связи с недостижением установленных объемных показателей.
8.2.2. Возместить в доход бюджета Ленинского городского округа нанесенный ущерб
в сумме 47 049,46 рубля, в связи с приемкой и оплатой МБУ «ГЦС» завышенных (невыполненных) объемов работ, несоответствующих условиям контрактов, а также с приемкой и оплатой работ, товаров, услуг ненадлежащего качества в нарушение норм главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ.
8.2.3. Привести в соответствие с локальными нормативными актами, регулирующими оплату труда и стимулирующие выплаты работникам МБУ «ГЦС» графики работы и нормируемую тренировочную нагрузку инструкторов по физической культуре, соответствующую действующим условиям работы на полной ставке основного сотрудника либо сотрудника, работающего по совместительству (на 0,5 тарифной ставки).
8.2.4. Внести изменения в действующее штатное расписание МБУ «ГЦС» с учетом проведенных изменений в соответствии с пунктом 10.2.1, а также внести необходимые изменения в трудовые договоры с работниками учреждения.
8.2.5. Устранить выявленные нарушения трудового законодательства.
8.2.6. Не допускать превышения сумм фактических выплат стимулирующего характера работникам МБУ «ГЦС» установленного максимально допустимого уровня.
8.2.7. Устранить допущенные нарушения в части наложения времени в расписаниях занятий спортивных секций.
8.2.8. Провести анализ численного состава сформированных групп по спортивной подготовке на соответствие установленным нормам площади спортивного сооружения (зала, клуба и т.д.) на одного занимающегося с целью соблюдения требований нормативно-правовых актов, устанавливающих нормативы при определении потребности в объектах физической культуры и спорта, в частности, норматива по площади спортивных сооружений, в том числе определяющих вместимость спортивных сооружений.
8.2.9. Устранить выявленные нарушения бухгалтерского учета учреждения.