1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.3 плана работы Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа на 2025 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа от 17.03.2025 № 13.
2. Предмет контрольного мероприятия: процессы, связанные с функционированием и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения на территории Ленинского городского округа.
3. Объекты контрольного мероприятия:
- муниципальное казенное учреждение Ленинского городского округа Московской области «Единая дежурно-диспетчерская служба»;
- администрация Ленинского городского округа Московской области.
4. Проверяемый период деятельности: 01.01.2024 – 31.03.2025.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 17 марта по 04 апреля 2025 года.
6. Цель контрольного мероприятия: проверка муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ленинского городского округа.
7.1. Вопросы контрольного мероприятия (администрация Ленинского городского округа Московской области):
7.1.1. наличие актуализированных нормативно-правовых актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения Ленинского городского округа Московской области;
7.1.2. соблюдение требований Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ленинского городского округа Московской области;
7.1.3. создание муниципальной системы оповещения (анализ муниципальных контрактов на эксплуатационно-техническое обслуживание региональных, муниципальных и локальных систем оповещения);
7.1.4. фактическое наличие муниципальной и локальной системы оповещения;
7.1.5. наличие резерва технических средств оповещения (стационарных и мобильных);
7.1.6. учет (бухгалтерский) муниципальной и локальной систем оповещения, реконструкции, модернизации и порядка учета составных частей;
7.1.7. инвентаризация муниципальной и локальной систем оповещения за 2024 год;
7.1.8. техническое обслуживание муниципальной и локальной систем оповещения населения для поддержания в состоянии постоянной готовности технических средств оповещения (муниципальные контракты, исполнительная документация);
7.1.9. проверка паспортов муниципальной системы оповещения населения;
7.1.10. проверка оценки готовности системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению.
7.2. Вопросы контрольного мероприятия (муниципальное казенное учреждение Ленинского городского округа Московской области «Единая дежурно-диспетчерская служба»):
7.2.1. Штатное расписание, анализ штатной численности;
7.2.2. Оформление и ведение основной документации, находящейся в МКУ «ЕДДС»;
7.2.3. Должностные обязанности сотрудников (должностные инструкции);
7.2.4. Источник финансирования деятельности МКУ «ЕДДС» (сметы (с расшифровкой) и исполнение смет МКУ «ЕДДС за 2024, 2025 годы;
7.2.5. Наличие технических средств муниципальной системы оповещения, иных технических средств;
7.2.6. Правильность оформления муниципального имущества (недвижимое имущество);
7.2.7. Сведения о жалобах и обращениях, поступающих и поступивших в адрес МКУ «ЕДДС» со стороны жителей Ленинского городского округа Московской области.
В ходе контрольного мероприятия установлено следующее.
8. Выводы:
8.1. Согласно п.11 Положения № 1746 муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее – МАСЦО) должна программно и технически сопрягаться с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (далее - РАСЦО). При сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения). Сопряжение МАСЦО с РАСЦО обеспечивает Главное управление гражданской защиты Московской области.
В нарушение п.11 Положения № 1746, сопряжение МАСЦО с РАСЦО не обеспечено.
Согласно пояснительной записке начальника отдела по делам ГО и ЧС Управления по территориальной безопасности, ГО и ЧС администрации Ленинского городского округа от 24.03.2025 (представлена в материалах контрольного мероприятия) в 2024 году собственником РАСЦО произведен демонтаж оборудования системы (П-164Ц), которым обеспечивалось сопряжение с МАСЦО. Сроки восстановления сопряжения в настоящее время не определены.
8.2. В соответствии с п.18 Положения № 578/365, пунктом 13 Положения № 1746 установлено, что решение об оповещении населения городского округа при задействовании МАСЦО об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера принимается главой городского округа. При этом порядок действий должностных лиц в случае принятия указанного решения не конкретизирован.
Согласно п.14 Положения № 1746 основной режим функционирования МАСЦО – автоматизированный. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) системы оповещения населения осуществляется оперативным дежурным ЕДДС городского округа с автоматизированного рабочего места при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
8.3. Для поддержания в готовности муниципальных систем оповещения населения Ленинского городского округа Московской области администрацией Ленинского городского округа Московской области в 2024 году был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию муниципальной системы оповещения населения Ленинского городского округа Московской области от 20.02.2024 № Ф.2024.000019 с
ИП Пчелкин П. В. на 700 000,00 рублей.
В 2025 году также с ИП Пчелкин администрацией Ленинского городского округа Московской области был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию муниципальной системы оповещения населения Ленинского городского округа Московской области от 09.01.2025 № Ф.2025.000576 на сумму 1 799 640,00 рублей.
В нарушение главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ, администрацией Ленинского городского округа Московской области осуществлена приемка и оплата завышенных (невыполненных) объемов работ, несоответствующих условиям Контракта от 20.04.2024 № Ф.2024.000019 на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию муниципальной системы оповещения населения Ленинского городского округа Московской области в 2024 году с ИП Пчелкин П.В. на сумму 564 430,38 рублей.
Выявленное нарушение имеет признак административного правонарушения по ч.10 ст.7.32 КоАП РФ.
8.4. В нарушение главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ, администрацией Ленинского городского округа Московской области осуществлена приемка и оплата завышенных (невыполненных) объемов работ, несоответствующих условиям Контракта от 09.01.2025 № Ф.2025.000576 на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию муниципальной системы оповещения населения Ленинского городского округа Московской области в 2025 году с ИП Пчелкин П.В. на сумму 299 940,00 рублей.
Выявленное нарушение имеет признак административного правонарушения по ч.10 ст.7.32 КоАП РФ.
8.5. В нарушение ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой в описании объекта закупки заказчик отражает качественные, количественные, функциональные и технические (в ряде случаев эксплуатационные) характеристики, позволяющие идентифицировать объект закупки, администрация Ленинского городского округа Московской области не внесла в Приложение № 5 «Описание объекта закупки» к Контракту от 29.12.2023 № 16/24 перечень технических средств, сдаваемых на эксплуатационно-техническое обслуживание.
8.6. В нарушение ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой в описании объекта закупки заказчик отражает качественные, количественные, функциональные и технические (в ряде случаев эксплуатационные) характеристики, позволяющие идентифицировать объект закупки, администрация Ленинского городского округа Московской области не внесла в Приложение № 5 «Описание объекта закупки» к Контракту от 20.05.2024 № 92/24 перечень технических средств, передаваемых на ответственное хранение.
8.7. В нарушение ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой в описании объекта закупки заказчик отражает качественные, количественные, функциональные и технические (в ряде случаев эксплуатационные) характеристики, позволяющие идентифицировать объект закупки, администрация Ленинского городского округа Московской области не внесла в Приложение № 5 «Описание объекта закупки» к Контракту от 09.07.2024 № 125/24 перечень технических средств, передаваемых на ответственное хранение.
В 2025 году муниципальные контракты на аналогичные цели не заключались, в виду того, что до 2024 года, оборудование, входящее в состав РСОН, было в эксплуатации Ленинского городского округа, а с 2025 года на балансе администрации Ленинского городского округа из 20 ТСО региональной системы оповещения населения осталось только 8 оконечных устройств типа П-64А.
8.8. В нарушение ст.10 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», в инвентарных карточках учета нефинансовых активов муниципальной, региональной и локальных систем оповещения населения (МСОН, РСОН, ЛСОН), учитываемых администрацией Ленинского городского округа Московской области как в составе объектов основных средств, так и в составе имущества муниципальной казны, индивидуальные характеристики объектов отражены не в полном объеме, или характеристики отсутствуют.
8.9. В нарушение п.10 Стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (СГС «Основные средства»), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н, согласно которому объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы, в бухгалтерском учете администрации Ленинского городского округа Московской области на счетах учета основных средств 101.34 «Машины и оборудование ‒ иное движимое имущество учреждения», 101.38 «Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения» числятся отдельные объекты движимого имущества, которые не предназначены для выполнения определенных самостоятельных функций, а только в составе обособленного комплекса конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (в составе системы РСОН):
- Сирена С-40, пр-т Ленинского комсомола, д. 42 (инв. № 1013401873) на сумму 30 000,00 рублей;
- Сирена С-40 с пусковым устройством «Ответ» (П-164А) (инв. № 1013401878) на сумму
42 900,00 рублей;
- Сирена С-40, ул. Заводская, д.16 (инв. № 10134001541) на сумму 29 580,00 рублей;
- Сирена С-40 с пусковым устройством «Ответ» (П-164А), пр-д Петровский, д. 22 (инв. № 1013401879) на сумму 42 900,00 рублей,
- Сирена С-40 (С-40 М), с.п. Булатниковское (инв. № 1013800025) на сумму 30 380,00 рублей;
- Сирена С-40 (С-40 М), с.п. Булатниковское (инв. № 1013800024) на сумму 30 380,00 рублей;
- Сирена С-40, ул. Тинькова, д.1/3 (инв. № 1013401876) на сумму 29 580,00 рублей;
- Сирена С-40, ул. Центральная, д.12а (инв. № 1013401875) на сумму 29 580,00 рублей;
- Сирена С-40, ул. Школьная, д.17 (инв. № 1013401874) на сумму 30 000,00 рублей;
- Сирена С-40 с пусковым устройством, ул. Школьная, д.55 (инв. № 1013401880) на сумму 97 900,00 рублей;
- Система оповещения населения при возникновении ЧС (к/т Искра) (инв. № 1013401882) на сумму 58 000,00 рублей;
- Система оповещения населения при возникновении ЧС сирена С-40 ОАО Москокс (инв. № 10134000233) на сумму 46 000,00 рублей;
- Система оповещения населения при возникновении ЧС природного и техногенного характера г.Видное, ПЛК д.1-а (инв. № 10134000145) на сумму 60 000,00 рублей.
Таким образом, общая стоимость объектов движимого имущества, которые учитываются на балансе администрации Ленинского городского округа как самостоятельные объекты основных средств, при этом фактически отдельных самостоятельных функций не выполняют, а только в составе региональной системы оповещения населения Московской области (РСОН) составляет 557 200,00 рублей.
8.10. В нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», приказа Министерства финансов от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений) и инструкции по его применению», распоряжения администрации Ленинского городского округа Московской области от 29.11.2024 № 96-р/о «О создании рабочих инвентаризационных комиссий в целях проведения инвентаризации перед сдачей годовой отчетности», материалы инвентаризации объектов нефинансовых активов по состоянию на 02.12.2024 в отдел по бухгалтерскому учету и отчетности администрации Ленинского городского округа представлены не были, инвентаризация перед сдачей годовой отчетности за 2024 год не проводилась.
8.11. В нарушение ст.10, 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.220 Инструкции № 157н, п.47 Стандарта «Основные средства», п.п.5.1–5.6 Методических указаний от 13.06.1995 № 49, в бухгалтерском учете администрации Ленинского городского округа Московской области объект основных средств «Сирена С-40, ул. Заводская, д.16» инв. № 10134001541 балансовой стоимостью 29 580,00 рублей числится на счете бухгалтерского учета 101.34 «Машины и оборудование», при том что в Акте по результатам оценки технического состояния технических средств муниципальной системы оповещения населения Ленинского городского округа Московской области от 08.10.2024 был зафиксирован факт несработки сирены, а Актом по результатам оценки технического состояния технических средств муниципальной системы оповещения населения Ленинского городского округа Московской области от 11.03.2025 был подтверждён факт отсутствия сирены:
- в результате непроведения инвентаризации перед сдачей годовой отчетности за 2024 год администрация Ленинского городского округа Московской области не отразила в бухгалтерском учете выявленный в октябре 2024 года и подтверждённый в марте 2025 года факт отсутствия (недостачу) объекта основных средств «Сирена С-40, ул. Заводская, д.16» инв. № 10134001541, сумма ущерба исходя из текущей восстановительной стоимости актива на день его обнаружения не определена и на счете 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» не учтена.
8.12. В нарушение статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по его применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, Инструкции по применению плана счетов бюджетного учёта, утверждённую приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н, в бухгалтерском учёте администрации Ленинского городского округа Московской области числится 5 объектов основных средств «Сирена С-40», установленных на зданиях Ленинского городского округа, которые фактически отсутствуют, в соответствии с Актами комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения (МСОН) от 06.03.2024, от 08.10.2024, от 11.03.2025 (Акты КПГ) на общую сумму 149 920,00 рублей. В соответствии с Актами КПГ от 11.03.2025 выявлено 6 работоспособных комплектов оборудования (блоков) ТСО РСОН (Сирены С-40) и 1 неработоспособная, в соответствии с письменными пояснениями начальника отдела по делам ГО и ЧС администрации Ленинского городского округа Московской области от 24.03.2025, в настоящее время установлено семь сирен РСОН (Сирена С-40) на зданиях Ленинского городского округа. Одна сирена (Сирена С-40) находится на складе в резерве, в то время как на балансе администрации Ленинского городского округа числится 13 объектов основных средств «Сирена С-40».
В ходе контрольного мероприятия в Контрольно-счётную палату Ленинского городского округа Московской области на основании ходатайства о списании неисправного оборудования от 28.03.2025 (служебная записка начальника отдела по делам ГО и ЧС администрации Ленинского городского округа Московской области от 28.03.2025 № 125-01СЗ-159) представлены корректирующие бухгалтерские справки о реклассификации объектов ОС и НПА, о поступлении МЗ и о списании материалов на сумму 149 920,00 руб.
8.13. По результатам проведенного освидетельствования фактического технического состояния МСОН (муниципальной системы оповещения населения) можно сделать вывод о том, что в целом оборудование исправно, сигналы открытии корпуса и принудительное выключении оборудования в пункт ЕДДС поступили, в предоставленных ЕДДС (единой дежурно-диспетчерской службой) отчётах отражены, кроме 3 адресов, где не сработал датчик открытия дверцы щита управления на адресах:
1) п. Развилка, д.50, Детская школа искусств пос. Развилка;
2) Совхоз им. Ленина, СОШ Совхоза им. Ленина;
3) с. Молоково, ул. Революционная, д. 161, кор.1, ДК «Буревестник».
Кроме того, был выявлен недостаток: отсутствует пульт ввода информации и управления на адресе:
1) п. Бутово, ЖК "Бутово-Парк", д.27, МБОУ "Бутовская СОШ № 1".
Техническое состояние системы оповещения населения оценивается на «удовлетворительно» в соответствии с п.35 Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 579/366 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 регистрационный № 60566).
8.14. В нарушение п.3.11.4 ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденному и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.01.2021 № 25-ст, согласно которому специалисты ЕДДС направляются на обучение и повышение квалификации решением руководителя ЕДДС не реже одного раза в пять лет, директор МКУ «ЕДДС» не обеспечил своевременное повышение квалификации отдельным специалистам МКУ «ЕДДС».
8.15. В нарушение ч.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ, порядка предоставления в безвозмездное пользование объектов муниципального имущества, МКУ «ЕДДС» используется муниципальное имущество (помещение, расположенное по адресу: 142700, Московская область, г. Видное, проспект Ленинского комсомола, д.23, корп.3) без оформления договорных отношений.
9. Предложения:
Администрации Ленинского городского округа Московской области:
9.1. В рамках имеющихся полномочий обеспечить выполнение требований п.11 Положения № 1746 в части сопряжения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее – МАСЦО) с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (далее - РАСЦО).
9.2. Конкретизировать порядок действий должностных лиц в случае принятия решения об оповещении населения городского округа при задействовании МАСЦО об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
9.3. Принять меры к возмещению ущерба бюджету Ленинского городского округа, нанесённого вследствие нарушения требований главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ в результате приемки и оплаты администрацией Ленинского городского округа завышенных (невыполненных) объемов работ, несоответствующих условиям Контракта от 20.04.2024 № Ф.2024.000019 на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию муниципальной системы оповещения населения Ленинского городского округа Московской области в 2024 году с ИП Пчелкин П.В. в общей сумме 564 430,38 рубля.
9.4. Принять меры к возмещению ущерба бюджету Ленинского городского округа, нанесённого вследствие нарушения требований главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ в результате приемки и оплаты администрацией Ленинского городского округа завышенных (невыполненных) объемов работ, несоответствующих условиям Контракта от 09.01.2025 № Ф.2025.000576 на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию муниципальной системы оповещения населения Ленинского городского округа Московской области в 2025 году с ИП Пчелкин П.В. в общей сумме 299 940,00 рублей.
9.5. Устранить нарушения бухгалтерского учёта, выявленные и не устранённые в ходе контрольного мероприятия.
9.6. Выполнять эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения для поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения в соответствии с п. 2.1. Методических рекомендаций по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 26.06.2024 г. № 2.
В соответствии с планом-графиком технического обслуживания систем оповещения Муниципальной системы оповещения населения Ленинского городского округа Московской области (МСОН) на 2025 год, утверждённым заместителем главы Ленинского городского округа Московской области Э.П. Арадушкиным от 2025 года: ТО-1 проводится периодичностью раз в месяц, ТО-2 проводится раз в год.
9.7. Установить причину, по которой не срабатывает датчик открытия дверцы щита управления на адресах: п. Развилка, д.50, Детская школа искусств пос. Развилка; Совхоз им. Ленина, СОШ Совхоза им. Ленина; с. Молоково, ул. Революционная, д. 161, кор.1, ДК «Буревестник».
9.8. Установить пульт ввода информации и управления на адресе п. Бутово, ЖК «Бутово-Парк», д.27, МБОУ «Бутовская СОШ № 1».
МКУ «ЕДДС»:
9.9. Соблюдать сроки, установленные п.3.11.4 ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» и обеспечивать своевременное повышение квалификации специалистам МКУ «ЕДДС».
9.10. Принять меры по оформлению договора безвозмездного пользования нежилым помещением, а также договоров на возмещение затрат по коммунальным и эксплуатационным расходам на нежилые помещения, занимаемые МКУ «ЕДДС» по адресу: 142700, Московская область, Ленинский городской округ, г. Видное, проспект Ленинского Комсомола, д.23, корп.3.