1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.8 плана работы Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа на 2023 год, распоряжение Председателя Контрольно-счетной палаты Ленинского городского округа от 12.10.2023 № 28 (с изменениями).
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты, договоры (соглашения) Ленинского городского округа Московской области о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (за исключением муниципальных учреждений и предприятий).
3. Объект контрольного мероприятия: администрация Ленинского городского округа Московской области (далее – Администрация).
4. Проверяемый период деятельности: 01.01.2021 – 31.12.2022.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 16 октября по 29 декабря 2023 года.
6. Цель контрольного мероприятия: Оценка правомерности предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (за исключением муниципальных учреждений и предприятий) из бюджета Ленинского городского округа Московской области в 2021- 2022 годах.
7. Краткая характеристика деятельности объекта проверки.
Администрация Ленинского городского округа Московской области (далее – Администрация) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Ленинского городского округа Московской области, обладающим правами юридического лица, и действует на основании Положения об администрации Ленинского городского округа Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 27.02.2020 № 4/1 (далее – Положение).
В соответствии с п.1.4 Положения Администрация является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и действует на основании общих положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с решением Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 27.02.2020 № 4/4 «О правопреемстве администрации Ленинского городского округа Московской области» Администрация является правопреемником администрации Ленинского муниципального района Московской области в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
8. Выводы:
8.1. Проверкой соблюдения порядка предоставления субсидий на частичную компенсацию затрат субъектам малого и среднего предпринимательства выявлены нарушения (ответственное подразделение Администрации – Управление инвестиций, малого бизнеса, сельского хозяйства и продовольствия):
- извещения о проведении конкурса в соответствии с разделом II Порядка № 3627, Порядком № 3059, Порядком № 3263 (далее – Конкурс) размещались на сайте администрации Ленинского городского округа позднее даты издания постановлений об объявлении приема заявок на получение субсидии;
- в 2021 году выездные обследования были проведены до утверждения Порядка осуществления выездных обследований, проводимых в рамках Порядка предоставления финансовой поддержки (субсидии) субъектам малого и среднего предпринимательства, о чем свидетельствуют Акты выездных обследований от 11.11.2021;
- соглашения, заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства в 2021 году, не содержат согласия получателя субсидии на осуществление органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии;
- соглашения, заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства в 2022 году, не содержат согласия получателей субсидии на осуществление органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.
8.2. Развитие малого и среднего бизнеса в России является приоритетной задачей правительства, создаются стратегии развития предпринимательства до 2030 года.
Поддержка малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, которая осуществляется в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными и муниципальными программами (подпрограммами) (п.5 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).
Основная цель коммерческих организаций — получать прибыль (п.1 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Помощь государства малому бизнесу — это: субсидии; гранты; налоговые послабления; выгодные условия кредитования; особые условия участия в государственных закупках.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Основная цель государственной политики поддержки малого предпринимательства — это, в первую очередь, создание как экономических, так правовых и политических условий для его свободного развития. Не менее важными целями являются: повысить социальную эффективность малых предприятий, увеличить численность занятых в секторе МСП.
Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить.
Последующий контроль за выполнением условий Порядков предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (п. 21 Порядка предоставления субсидий на частичную компенсацию субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от 04.10.2021 № 3627, п. 21 Порядка предоставления субсидий на частичную компенсацию затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности: социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физкультурно-оздоровительная деятельность, реабилитация инвалидов, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях, создание и развитие детских центров, производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалов для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские), предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам, ремесленничество, утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от 04.10.2021 № 3628, п. 22 Порядка предоставления субсидий на частичную компенсацию затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от 14.10.2022 № 4450), не был обеспечен, поскольку Соглашения на предоставление субсидий юридическим лицам Администрацией с субъектами малого и среднего предпринимательства не содержат указанной нормы, а в 2022 году в качестве контроля указан только контроль ГРБС, который также фактически не был обеспечен.
Согласно Отчетам о достижении результатов предоставления субсидий субъектов МСП – получателей субсидий в 2022 году, значения плановых показателей достигнуты.
8.3. Проверкой соблюдения порядка предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям выявлены нарушения (ответственное подразделение Администрации – Отдел по социальным вопросам):
- субсидия в размере 100,0 тыс. рублей предоставлена Благотворительному учреждению «Православный социально-реабилитационный центр Тихвинской иконы Божией Матери» в отсутствие соглашения о порядке и условиях предоставлении субсидии;
- в Отчетах об использовании субсидии за 2021 год, предоставленных получателями субсидии на основании Соглашений от 22.06.2021 №№ 68, 69, 70, размер предоставленной и использованной субсидии указан без учета средств, предоставленных на основании заключенных дополнительных соглашений от 18.11.2021;
- дополнительное соглашение от 16.05.2022 к Соглашению от 24.01.2022 № 46, предусматривающее изменение порядка перечисления субсидии, заключено ранее постановления администрации Ленинского городского округа от 17.05.2022 № 1981 «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета Ленинского городского округа Московской области на оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимися бюджетными и автономными учреждениями, утвержденное постановлением администрации Ленинского городского округа Московской области от 12.04.2021 № 1244»;
- не осуществлен возврат неиспользованного остатка целевой субсидии, предоставленной по Соглашению от 24.01.2022 № 46 Ленинской районной общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, в размере 1 478,96 рубля в бюджет Ленинского городского округа;
- в нарушение условий Соглашения от 24.01.2022 № 46, заключенного с Ленинской районной общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, не осуществлялся контроль за обязанностью получателя субсидии обеспечить ведение бухгалтерского учета с формированием комплекта документов, подтверждающих расходование средств, в соответствии с бюджетной классификацией и требованиями законодательства РФ.
8.4. Проверкой отражения в бухгалтерском учете субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (за исключением муниципальных учреждений и предприятий) выявлены нарушения (ответственное подразделение – Отдел по бухгалтерскому учету и отчетности Администрации):
- в нарушение п.204 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, п.80 Инструкции по применению плана бюджетного учета, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации 06.12.2010 № 162н, в бухгалтерском учете администрации Ленинского городского округа операции по перечислению средств целевой субсидии текущего характера получателю поддержки (СОНКО), предоставленных организациям в целях финансового обеспечения планируемых затрат на текущий финансовый 2021 год в общей сумме 1 592 000,00 рублей, ошибочно проведены без применения счета 206.40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям», КБК 98710060490100880631246;
- в нарушение требований пункта 16 СГС «Концептуальные основы», согласно которому ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием метода начисления, а также принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни (равномерного распределения доходов и расходов на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся), администрация Ленинского городского округа в бухгалтерском учете отражала операции по признанию расходов текущего 2021 года по использованию субсидий, предоставленных СОНКО в 2021 году на общую сумму 1 592 000,00 рублей, по дебету счета 401.20 «Расходы текущего финансового года» и по кредиту счета 302.46 «Расчеты по безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство» не на основании ежеквартальных Отчетов СОНКО, а на основании платежных поручений на перечисление средств субсидий, что привело к неравномерному переносу расходов по целевой субсидии на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся (ежеквартально в течение 2021 года);
- в нарушение требований приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» в части детализации счета бухгалтерского учета 302.40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера организациям», в бухгалтерском учете администрации Ленинского городского округа операции по перечислению средств целевой субсидии и по признанию расходов текущего 2021 года по использованию целевой субсидии текущего характера, предоставленной получателю поддержки ‒ субъекту МСП (ИП Белитова Н.Г.), отражены с применением счета 302.46 «Расчеты по безвозмездным перечислениям некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство», а не 302.45 «Расчеты по безвозмездным перечислениям иным нефинансовым организациям на производство – за исключением нефинансовых организаций государственного сектора».
В ходе контрольного мероприятия вышеуказанные нарушения бухгалтерского учета были исправлены. Бухгалтерские справка к документам «Операция (бухгалтерская)» от 28.12.2023 №№ 268, 269, 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276 представлены в материалах контрольного мероприятия.
9. Предложения (рекомендации):
Управлению инвестиций, малого бизнеса, сельского хозяйства и продовольствия (далее – Управление):
9.1. В соглашения на частичную компенсацию затрат, заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства Ленинского городского округа, вносить пункт о согласии получателей средств субсидии на осуществление органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, в соответствии с п.5 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.22 Порядка предоставления субсидий на частичную компенсацию затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от 14.10.2022 № 4450.
9.2. Организовать проверки для осуществления контроля за соблюдением получателями средств целевой субсидии (субъектами МСП, далее – Получатели)) порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком и Соглашением о предоставлении субсидии, в том числе в части достоверности предоставляемых Получателями в соответствии с Соглашением сведений. В случае выявления нарушений оформить соответствующие требования о возврате субсидии (части субсидии), согласно требованиям действующего Порядка предоставления субсидий на частичную компенсацию субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
Отделу по социальным вопросам:
9.3. Возместить в доход бюджета Ленинского городского округа неиспользованный остаток целевой субсидии, предоставленной по Соглашению от 24.01.2022 № 46 Ленинской районной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов на реализацию мероприятия целевой программы «Благоустройство аллеи на месте околицы д.Жуково», в сумме 1 478,96 рубля, в соответствии с п.16 Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета Ленинского городского округа Московской области на оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимися бюджетными и автономными учреждениями, утвержденного постановлением администрации Ленинского городского округа от 12.04.2021 № 1244.
Отделу по бухгалтерскому учету и отчетности:
9.4. Принять меры для организации учета и для определения балансовой принадлежности памятника, на устройство основания которого были направлены средства субсидии, предоставленной Ленинской районной общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов по Соглашению от 24.01.2022 № 46 на реализацию мероприятия целевой программы «Благоустройство аллеи на месте околицы д.Жуково».
9.5. Принять меры для организации учета и для определения балансовой принадлежности капитальных вложений на устройство основания памятника в сумме 249 521,04 рубля, формирующих балансовую стоимость объекта основных средств в объеме затрат на его создание, и о дальнейшем бухгалтерском учете вновь созданных объектов нефинансовых активов, на создание и приобретение которых были направлены средства субсидии, предоставленной Ленинской районной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов по Соглашению от 24.01.2022 № 46 на реализацию мероприятия целевой программы «Благоустройство аллеи на месте околицы д. Жуково».
9.6. В соответствии с требованиями пункта 16 СГС «Концептуальные основы», согласно которым ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием метода начисления, а также принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни (равномерного распределения доходов и расходов на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся), отражать в бухгалтерском учете операции по признанию расходов текущего года по использованию целевых субсидий, предоставленных СОНКО, по дебету счета 401.20 «Расходы текущего финансового года» и по кредиту счета 302.46 «Расчеты по безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство» на основании ежеквартальных Отчетов об использовании субсидий из бюджета Ленинского городского округа Московской области социально ориентированных некоммерческих организаций, не являющихся бюджетными и автономными учреждениями.